13.04.07

Рефконтейнеры выбирают инфраструктуру

Компании-операторы рефрижераторных контейнеров заинтересованы в создании полной логистической цепочки продвижения груза. Ранее они инвестировали средства в строительство собственных терминалов. Но с развитием рынка складской логистики их стало проще арендовать.

Для «рефа» нужен терминал

Заместитель директора компании «Ховринский складской терминал» Валерий Медведев в разговоре с корреспондентом «Гудка» отметил, что рефрижераторные контейнеры – единственная альтернатива групповому подвижному составу для перевозки скоропорта.

«Такие контейнеры давно применяются в мире. Они производятся и в Европе, и в Китае, и в Америке. Но для перевозки рефконтейнера необходимо инфраструктурное сопровождение. Прежде всего – терминалы для их переработки», – отметил Валерий Медведев.

По словам менеджера по интермодальным перевозкам компании Sea Brothers Shipping Александра Капитонова, операторам, занятым в данном сегменте, придется развивать сеть терминалов самим.

«Операторам важно иметь свой терминал со складом, чтобы быстрее освободить контейнер. Не секрет, что зачастую рефконтейнеры стоят на терминале в ожидании разгрузки, а они должны работать.

При перевозках по железной дороге одного терминала недостаточно. Он должен быть в центре погрузки, например в порту, где контейнеры переваливаются с судов, и в пункте выгрузки. В первую очередь специализированные терминалы могут возникнуть в таких крупных транспортных узлах, как Новосибирск, Иркутск, Екатеринбург», – отметил он.

При этом представитель Sea Brothers Shipping уточнил, что изначально должна быть развита контейнерная инфраструктура, а затем ее можно дооборудовать для переработки рефконтейнеров.

«Оборудовать можно и обычный контейнерный терминал, просто установив ряд розеток для подключения к электросети. В зависимости от спроса на перевозку можно рядом оборудовать и склады. Логистика должна быть сформирована таким образом, чтобы рефконтейнер не стоял», – считает Александр Капитонов.

Строить или арендовать

Мнения о целесообразности строительства собственных терминалов неоднозначны.

Так, например, в компании «Дальрефтранс» стремятся сформировать свою терминальную сеть. (Интервью с директором Московского филиала компании Станиславом Зацепиным опубликовано на этой странице.) В «Агентстве Рефперевозки», уже владеющем собственным специализированным терминалом неподалеку от порта Владивосток, напротив, больше строить терминалы не хотят.

«Лет семь назад, когда в стране практически не было логистических комплексов, мы вынуждены были построить терминал. Теперь ситуация изменилась. Проще договориться с владельцем готового терминала, чем вкладывать деньги в создание своего. Эти средства предпочтительнее направить на развитие парка подвижного состава. Поэтому планов по наращиванию своей сети терминалов у нас нет.

Сейчас активно строятся частные терминалы для обработки контейнерных грузов. Там несложно дооборудовать места для работы с рефконтейнерами. В припортовых зонах – в Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке – такие терминалы уже созданы, и поток рефконтейнеров идет через них.

Хуже обстоят дела во внутренних регионах. Лишь в Екатеринбурге компания «Урал-Контейнер» построила терминал и дооборудует его розетками для подключения рефконтейнеров. В Иркутске и Новосибирске таких мощностей пока нет», – рассказал Дмитрий Ермоленко, исполнительный директор «Агентства Рефперевозки».

Менеджер отдела рефрижераторных перевозок компании «Термос-Контейнер» Анастасия Гришина также считает, что проще оперировать рефконтейнерами на арендованных площадках.

Своего парка рефрижераторных контейнеров у компании пока нет, но, по словам Анастасии Гришиной, их приобретение стоит в планах, ведь такой вид тары очень востребован клиентами. Тем более что опыт работы со скоропортящимся грузом у «Термос-Контейнера» есть.

До недавнего времени компания была агентом двух операторов рефконтейнеров – «Дальрефтранса» и «Авроры». С появлением их представительств в Московском регионе необходимость в сотрудничестве с агентом отпала.

Как отметила Анастасия Гришина, у технологии работы с рефконтейнерами есть определенные сложности. Перевозки в них осуществляются по ограниченному числу маршрутов – между Санкт-Петербургом и Москвой и Владивостоком. Отправить единичный рефконтейнер в какой-либо город не представляется возможным. Это обусловлено именно отсутствием на сети дорог специализированных терминалов, необходимых для их обработки.

Сам «Термос-Контейнер» с 1998 года оперирует парком термос-контейнеров и имеет терминал на станции Москва-товарная-Павелецкая.

Анастасия Гришина уточнила, что с началом перевозок в собственных рефконтейнерах компания, вероятнее всего, будет оперировать на арендованных контейнерных площадках, где есть возможность подключения к энергосети.

«Создавать собственные специализированные терминалы просто нет смысла – это гораздо сложнее. Проще взаимодействовать со станцией, где можно обработать рефконтейнеры.

Неплохо, если рядом есть склад временного хранения, поскольку не всегда удается состыковать подвоз груза клиентом и подачу рефконтейнера. Перегрузить товар на склад гораздо дешевле, чем платить за простой автомашины», – отметила она.

«Дочкам» тоже интересно

В ОАО «ТрансКонтейнер» «Гудку» пояснили, что компания заинтересована в выходе на рынок перевозок скоропортящихся грузов, но делает ставку на термос-контейнеры.

Технический директор компании Сергей Тебеньков рассказал, что «ТрансКонтейнер» намерен до конца 2007 года выпустить на сеть 400 таких контейнеров, а в 2008 году нарастить парк до 1,5 тыс. единиц.

«Термос-контейнеры мы будем изготавливать самостоятельно в своем депо Шахунья. В настоящее время идут испытания термос-контейнеров, на них получен сертификат Морского регистра. Сейчас мы определяемся с перечнем грузов и сроками доставки.

Отмечу, что целесообразность применения термос-контейнеров во многом зависит от тарифов на их перевозку.

Действующий Прейскурант относит термос-контейнеры, которые незначительно отличаются от универсальных лишь весом, к специализированным, что приводит к удорожанию перевозки на 20 – 40%.

Мы считаем такое положение дел неправильным и будем проводить работу с Центром фирменного транспортного обслуживания и регулирующими органами с целью снижения тарифов на перевозки в таком виде тары», – отметил господин Тебеньков.

Он уточнил, что планов по приобретению рефрижераторных контейнеров у «ТрансКонтейнера» нет.

Другая специализированная «дочка» РЖД – ОАО «Рефсервис», намеревающаяся выйти на рынок перевозок скоропорта в реф­контейнерах, уже имеет в рефрижераторном депо Подмосковная современную контейнерную площадку.

Она способна перерабатывать около 60 рефконтейнеров одновременно. Но пока, по словам генерального директора компании Николая Аверкова, она используется для отправки грузов в традиционном изотермическом подвижном составе.

«В инвестпрограмме компании на 2007 – 2009 годы мы предусматриваем закупку 30 сцепов для перевозки рефконтейнеров по 12 платформ в каждом», – сообщил он.

«Гудок» 13.04.2007