08.09.23

Развитие Северного морского пути может опередить прогнозы

В начале августа Минтранс РФ обнародовал паспорт федерального проекта "Развитие Северного морского пути", в котором был скорректирован ряд плановых показателей по развитию самой северной морской магистрали страны. Согласно этому документу, занимающему 133 страницы, суммарную мощность морских портов вдоль СМП к 2025 году предполагается нарастить с 32 до 83 миллионов тонн в год, а объем грузоперевозок - до 80 миллионов тонн в год.

Срок открытия круглогодичной навигации на трассах Севморпути немного сдвинут. Первоначально ее предполагалось открыть зимой 2023/24 годов, сейчас - на год позже, в зимний сезон 2024/25 годов. Также, согласно документу, в 2024 году объемы грузоперевозок должны достичь 80 миллионов тонн, а к 2030 году - 150 миллионов тонн. При этом в Министерстве развития Арктики и Дальнего Востока РФ считают, что результаты следующего года по грузоперевозкам составят 90 миллионов тон, а в 2030 году они превысят 215 миллионов тонн. Иными словами, есть вероятность, что показатели первоначального плана развития СМП будут достигнуты на пять лет раньше.

В 2022 году грузопоток по Севморпути уже превысил 34 миллиона тонн и опередил более чем на два миллиона тонн обозначенный ранее целевой показатель. Как отметил представитель госкорпорации "Росатом" по вопросам развития Арктики Владимир Панов, более чем вдвое увеличится и количество грузовых рейсов по СМП. В 2024 году планируется совершить 1747 рейсов, В 2030-м - 3381, а в 2035-м по Севморпути предполагается сделать 3895 рейсов.

Помимо этого, планируется провести съемку рельефа дна в акватории Северного морского пути и на лимитирующих участках Енисейского залива, рек Колыма и Енисей, а также обновить карту глубоководных путей по всей протяженности трассы для транзитного прохода судов с осадкой до 15 метров. Также в планах до конца 2023 года модернизировать гидрографическое судно "Петр Котцов", в 2024 году - гидрографическое судно "Алексей Марышев", а на 2024 год запланирован ввод в эксплуатацию головного гидрографического судна класса Arc7.

Согласно паспорту, будет создана цифровая экосистема Северного морского пути, включающая в себя единую платформу цифровых сервисов, предоставляемых судам, работающим в акватории СМП.?Предусмотрено и строительство ледокольного флота: третий серийный универсальный атомный ледокол (УАЛ) проекта 22220 должен быть введен в эксплуатацию в 2024 году, в 2026 году - четвертый. В 2027 году запланирован ввод в эксплуатацию головного атомного ледокола проекта 10510 "Лидер". В 2028 году будет построен пятый серийный атомоход проекта 22220, а в 2030 году - шестой. Кроме того, в 2029 году должно вступить в строй головное многофункциональное судно атомно-технического обслуживания (МСАТО) проекта 22770, предназначенное для выполнения полного комплекса работ по перезарядке реакторных установок атомных ледоколов и плавучих сооружений с ядерной энергетической установкой.

Как отмечают эксперты, российские нефтедобывающие компании, оказавшись под санкциями, уже сегодня все активнее пользуются Северным морским путем для доставки нефти в страны ЮВА и Китай. Преимущественно это относится к нефти Urals, транспортируемой из портов Балтики. Пока большая часть нефти из России транспортируется в Китай и Индию через Суэцкий канал. Безусловно, северный маршрут короче и легче - по крайней мере летом, но на практике так бывает не всегда. На ряде участков СМП ледовая обстановка бывает тяжелой, свою лепту вносит нехватка ледоколов и танкеров повышенного арктического класса.

Об этом говорит практика нескольких рейсов танкеров в июле. Суда использовали ледокольную проводку, однако в Восточной Арктике льды оказались насколько тяжелыми, что доставка грузов заняла около 50 дней - практически столько же, сколько и через Суэц.

Однако в августе ледовая обстановка в этом районе СМП стала существенно легче, и у танкеров появилась возможность увеличить скорость. На данный момент российские поставщики нефти, отправляющие черное золото в Китай, при использовании СМП на круговом рейсе могут сэкономить до 20 дней.

- По Севморпути уже отправлены семь танкеров с нефтью. Два танкера ушли из Мурманска, два отправлены из Усть-Луги и три танкера из Приморска, - отметил Михаил Григорьев, директор консультационного центра "Гекон". - Двум судам пришлось провести неделю в ожидании подхода ледоколов и улучшений ледовой обстановки, но другие суда продолжают путь безостановочно. В порты Китая они прибудут в сентябре.

Правда, пока подобные перевозки остаются сезонными. Дело в том, что танкеры, стартовавшие из Балтики, имеют ледовый класс Ice3 и Arc4 из балтийских портов, а из Мурманска - Arc4 и Arc5. Суда класса Ice3 могут находиться в акватории СМП только до 15 ноября. Ограничения по условиям плавания, особенно в восточной части СМП, имеют и корабли классов Arc4 и Arc5.

В 2022 году грузопоток по Севморпути опередил на два миллиона тонн обозначенный ранее целевой показатель

Как отмечают эксперты, чтобы решить эту проблему, необходимо как можно скорее реализовать программу строительства ледоколов. Только благодаря им можно в кратчайшие сроки уйти от сезонности перевозок Северным морским путем. Но для арктических морских перевозок нужны не только ледоколы, но и суда повышенного ледового класса. Строительством подобного флота не занимался еще никто в мире. Сегодня федеральные власти уже готовят предложение по строительству данных судов для работы на трассах СМП, которое должно быть представлено в правительство до 1 декабря 2023 года. Также готовится концепция формирования тарифов на услуги по ледокольной проводке в акватории Севморпути - на сегодня тарифы сухопутной перевозки грузов по железной дороге остаются более выгодными для грузоотправителей. При необходимости эта концепция должна предусматривать субсидирование ледокольной проводки. В правительство она должна быть внесена к 1 декабря 2024 года.

Прямая речь

Игорь Левитин, помощник президента Российской Федерации:

- В перспективе мы видим Северный морской путь как один из глобальных мировых проектов - как международный транспортный коридор. Для России главная задача сейчас - обеспечить выход на СМП по железной дороге и внутренним водным путям. Потому что Транссиб с пределом в 220 млн тонн не может обеспечить вывоз российских грузов. Сегодня Транссиб перестал быть транзитной магистралью, логистика уходит на север и юг. Для организации международного транзита по СМП необходимо установить правила для международных транзитных перевозок. Причем сделать это надо быстро, чтобы не упустить поток грузов, который уйдет на юг.

Российская газета