18.02.16

Развитие дальневосточных портов по инновационному пути притормозил кризис

Грузооборот портов макрорегиона в прошлом году увеличился на пять процентов. Это означает существенное замедление темпов роста, который в 2014-м составлял более чем 12,2 процента. Наибольший спад в 2015 году наблюдался в транспортировке генеральных грузов и контейнеров, но положение спасла перевалка угля, леса и пиломатериалов, нефти и нефтепродуктов. Как повлиял экономический кризис на работу портов региона и планы создания эффективной транспортно-логистической инфраструктуры, выяснял корреспондент "РГ".

Эксперты Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота (ДНИИМФ) отмечают, что "увеличили грузооборот порты с высокой долей перевалки на экспорт сырьевых грузов в Приморье, Хабаровском крае и на Сахалине, в остальных наблюдалось сокращение".

Например, отгрузка сырой нефти выросла на всех терминалах, осуществляющих перевалку на экспорт. Исключение - порт в Пригородном, исчерпавший резервы мощностей и планирующий строительство еще одной очереди. В каботаже, напротив, - снижение на 15 процентов (к 2014 году).

Вырос экспорт угля и кокса через специализированные мощности в Восточном, Находке, Ванине, Шахтерске.

Интересно, что второй год подряд, несмотря на снижение цен на мировых рынках, увеличивается экспорт леса, его отгрузка шла через северные порты и пункты Приморья (Ольга, Пластун), через Ванино и Советскую Гавань в Хабаровском крае.

- Из-за текущей конъюнктуры и снижения цен на мировом рынке на продукцию металлургического сектора объемы ее отправки в минувшем году уменьшились. Это произошло вопреки ожиданиям, что после ослабления курса рубля экспорт вырастет, - отметила главный специалист отдела развития транспорта ДНИИМФ Анна Вороненко.

Но самый неприятный итог прошедшего года касается контейнеров, груза, наиболее чувствительного к внешнеэкономической ситуации. "Падает перевалка наиболее высокодоходных для стивидоров грузов - контейнеров и накатной техники, усугубляется сырьевая специализация", - прокомментировал основные тенденции портовой отрасли глава информационно-аналитического агентства "ПортНьюс" Виталий Чернов.

Сокращение контейнерных перевозок - показатель снижения транзита через наши порты, а ведь именно с его ростом портовики и стивидоры связывали свои надежды на увеличение грузооборота.

Как отмечают специалисты, на снижение контейнерооборота повлияли не столько санкции, сколько ослабление рубля и падение покупательной способности населения. В 2016 году негативная тенденция, скорее всего, продолжится, но, возможно, более низкими темпами.

Доля Дальневосточного бассейна в перевалке контейнерных грузов страны составляет около трети. По итогам 2014 года еще наблюдалась положительная динамика (плюс 2,3 процента к 2013-му), а уже в 2015-м - спад в 24,4 процента (TEU).

- Перевозка грузов в контейнерах сократилась - в основном за счет импорта - практически во всех регионах. Исключениями стали Сахалин, сохранивший общий контейнерооборот практически на прежнем уровне, и Хабаровский край, хотя там рост в абсолютных цифрах невелик, - рассказала Анна Вороненко.

Впрочем, эксперты отмечают новый тренд - увеличение в экспортном потоке грузов в контейнерах: их доля выросла на 12 процентов, что не может не радовать. Значит, контейнеризация страны все-таки идет. В 2014 году и ранее "на экспорт" шло больше порожних контейнеров, возвращаемых грузоотправителям после завершения импортных операций.

Безусловно, сложная экономическая ситуация замедлила реализацию некоторых проектов расшивки узких мест на подходах к портам и сооружения новых перегрузочных терминалов. Неизвестно, когда к активному строительству перейдет "Большой порт Зарубино" (о старте было заявлено на саммите АТЭС во Владивостоке в 2012 году).

Терминал для перевалки сжиженного природного газа в районе Владивостока взял "тайм-аут", хотя этот проект, как уверяют его инициаторы, не сошел с дистанции. Холдинг "Сибирский деловой союз" (Кемерово) приостановил строительство угольного терминала в Приморье, между тем ввод первой очереди мощностью шесть миллионов тонн намечался на июль 2017 года.

- Банки денег не дают, - объяснил задержку проекта президент холдинга Михаил Федяев.

Но есть и положительные моменты: несмотря на дефицит средств, РЖД продолжает реконструкцию своей инфраструктуры в регионе. В 2016 году на эти цели выделено около 10,5 миллиарда рублей.

Запланирован ремонт почти 482 километров железнодорожной колеи, в том числе модернизация станций и вторых путей на Транссибе и Байкало-Амурской магистрали. Это должно сказаться на увеличении их пропускной и провозной способностей.

Кроме того, перспективы увеличения грузовой базы дальневосточных портов эксперты связывают с международными транспортными коридорами, именно они могут обеспечить прирост грузовой базы и развитие логистики за счет международного транзита.

- Свой вклад внесут появившиеся ТОР и свободный порт Владивосток (СПВ). Недавно на международной конференции по экономическому развитию Северо-Восточной Азии, проходившей в Ниигате, повышенный интерес ее участников вызвали возможности режима свободного порта Владивосток. Этот интерес способен привлечь инвестиции в развитие инфраструктуры СПВ в формате многостороннего и взаимовыгодного сотрудничества, - рассказал начальник отдела развития транспорта ДНИИМФ Михаил Холоша.

"Российская газета" - Экономика Дальнего Востока №6902