25.04.08

Разморозка как ужас перевозчика

Беспокойство за сохранность груза побуждает перевозчиков, работающих со скоропортящимися товарами, использовать подвижной состав иностранного производства. Даже небольшие компании покупают, как правило, рефрижераторы зарубежного производства, а не более дешевые российские или белорусские, при этом руководствуясь вполне прагматическими соображениями.

«Перевозчик ведь отвечает за перевозимый груз. А поскольку отечественная техника любит очень не вовремя ломаться, то есть довольно большой риск испортить весь груз и потом выплачивать владельцу полную стоимость, - рассказывает Игорь Адамшин, руководитель петербургского филиала компании Jussi Nurminen Cargo Oy. - Особенно это касается наиболее распространенных холодильных установок с прямым приводом (они работают от двигателя автомобиля и при его поломке функционировать не могут). При том, что стоимость, например, килограмма мраморной говядины или осетровой икры весьма высока, небольшая компания может из-за одной-единственной поломки попросту разориться».

Одна из особенностей петербургского рынка (и российского в целом) - существенная доля подержанной техники, покупаемой компаниями из-за границы. «Много небольших и небогатых компаний, которые не могут себе позволить действительно надежную технику, стараются экономить везде, где только можно, - говорит Ольга Зар, директор компании «ТрансЛайн Пулково». - Они покупают подержанный полуприцеп с автономным источником питания и ставят его на отечественное шасси типа «МАЗ» или иностранное, например Scania или MAN».

По оценке эксперта, на петербургском рынке рефрижераторов сейчас лидирует американский производитель Carrier. «По моим оценкам, каждый четвертый рефрижератор произведен этой компанией. Также пользуются спросом европейцы - Krone, Schmitz, Chereau», - говорит Ольга Зар.

Стоимость рефрижератора-полуприцепа сегодня начинается с отметки в 70 тыс. евро, поэтому даже крупные логистические компании предпочитают часть автопарка приобретать в лизинг. «Это общепринятая практика. Лишь крупные производители полуфабрикатов или мясопереработки, которые сами развозят свою продукцию по торговым точкам, имеют собственные рефрижераторы», - говорит Ольга Зар.

По данным поставщиков холодильного оборудования, средний срок эксплуатации новых рефрижераторов в России почти вдвое превышает аналогичный показатель в Европе (в Европе - 9 лет, в России - 5 лет). Сейчас покупают новую технику в основном только крупные перевозчики и производства.

Главной тенденцией минувшего года стала мощная экспансия китайских производителей. Это касается как шасси, так и, собственно, самих рефрижераторов, уверена Анжелика Добрянова, директор по региональному развитию компании «ТрансСиб КаргоТранс». "Берут китайцы, как и во всех других отраслях, разумеется, ценой. Такие автомобили в два раза дешевле японских и немецких, холодильные установки ниже по цене в 2,5 раза, - констатирует Анжелика Добрянова. - Между прочим, 20% рефрижераторов во всем мире - китайские. Мне кажется, что у нас эта доля может быть даже больше. При этом многие компании, которые раньше покупали подержанную технику из Европы, сейчас переориентируются на новый китайский продукт, так как он по цене получается выгоднее подержанных европейских машин".

Лидеры продаж в «китайском сегменте» - Foton, Higer, Xinfei, Shaanxi. Кстати, качество китайских рефрижераторов заметно улучшилось за последние годы. Хотя, разумеется, по качеству до европейских и американских собратьев им еще довольно далеко.

dp.ru; 25.04.08