29.04.16

Пути объезда

Что будут делать логистические компании, если Россия, Польша и Украина полностью не урегулируют вопрос с грузоперевозками.

В начале года Россия оказалась фактически отрезанной от сухопутного грузового сообщения с Европой. Сначала Польша внезапно потребовала от нее уменьшить квоты российских перевозчиков на своей территории, что привело к временной остановке грузоперевозок между двумя странами. Затем появились вопросы по грузовому сообщению между Россией и Украиной — причиной послужил указ президента РФ об ужесточении правил грузового транзита украинских фур. Оба вопроса удалось урегулировать в течение нескольких дней: 12 февраля Киев и Москва пришли к соглашению по обмену квотами на грузоперевозки, а с Варшавой российские власти обещали сесть за стол переговоров до 15 апреля, временно продлив соглашение о перевозках. Компромисс с поляками был достигнут раньше запланированного срока — 1 апреля, однако стороны договорились об обмене квотами только до конца текущего года, а новое соглашение между двумя странами пока не подписано.

Альтернативные маршруты

Международные логистические компании уже рассматривают альтернативные пути объезда на случай, если сторонам не удастся быстро договориться о новом соглашении. Россия не может оперативно урегулировать вопрос о грузоперевозках с соседними странами уже не впервые, поэтому некоторый опыт у перевозчиков по поиску альтернативных маршрутов есть. Например, с 10 января по 7 февраля 2011 года было прервано сообщение с Польшей. Из-за отсутствия договоренностей по обмену разрешениями российские и польские грузовики почти месяц были вынуждены ездить через Украину или страны Прибалтики.

Директор подразделения GLobal Supply Chain компании FM Logistic Алексей Мисаилов в беседе с корреспондентом РБК+ заявил, что перевозка грузов между Европой и Россией из-за конфликта интересов не остановилась ни на день. «Применялись несколько альтернативных вариантов. Например, доставка грузов транзитом через Белоруссию, используя процедуру таможенного склада — когда польский или украинский перевозчик доставлял товар до одного из таможенных складов на территории Белоруссии, перегружал на белорусский или российский трак и доставлял по таможенному транзиту во внутреннюю таможню РФ», — рассказывает Алексей Мисаилов.

Некоторые логистические компании прибегли к услугам белорусских перевозчиков, однако их количество оказалось недостаточно, чтобы покрыть потребности российского рынка. По словам Алексея Мисаилова, среди вариантов объезда Польши и Украины значатся страны Прибалтики, но здесь есть свои нюансы. «На этом направлении мы видели увеличение стоимости перевозок и большие очереди на границах. Паромное сообщение по Балтийскому морю — один из альтернативных вариантов, но даже дополнительный паром «Санкт-Петербург» лишь частично сможет решить данную проблему. Транспортным компаниям сложно быстро переключиться на этот альтернативный маршрут. При этом места на паромах были давно забронированы», — отмечает Мисаилов.

По мнению генерального директора логистической компании Free Lines Алексея Наджара, в случае если Варшава и Москва не смогут прийти к общему знаменателю, осуществлять перевозки из Европы в Россию будут только латвийские и белорусские перевозчики, так как на них запреты не распространяются. «Российские владельцы грузовых автомобилей, работающие на направлении Европа — Россия, просто разорятся», — резюмирует эксперт. При этом в логистических компаниях отмечают, что любое отклонение от стандартного маршрута предполагает увеличение стоимости и сроков доставки товаров. «При острой нехватке свободного подвижного состава включаются спекулятивные механизмы, стоимость перевозки может увеличиваться уже в разы», — прогнозирует Алексей Мисаилов.

В компании Free Lines подсчитали, что стоимость перевозок при существенном отклонении от стандартного маршрута вырастет максимум на 10%. Это объясняется тем, что на данный момент российские перевозчики — самые дешевые в Европе из-за девальвации рубля, а доля рынка у них по-прежнему небольшая — порядка 20–25%.

Украинский вопрос

Ситуация с грузоперевозками между Россией и Украиной более неоднозначная. С 1 января 2016 года вступила в силу экономическая ассоциация Украины и Евросоюза. Для того чтобы не допустить попадания в РФ товаров из ЕС под видом импорта в Казахстан, грузовики, следовавшие с Украины, обязали пользоваться специальными пломбами. Обмен квотами на грузоперевозки между Москвой и Киевом произошел 12 февраля. За несколько дней до подписания двустороннего соглашения несколько российских фур были заблокированы на территории Украины экстремистскими группировками. Россия потребовала от властей сопредельного государства принять соответствующие меры, однако ничего для обеспечения безопасности российских фур сделано не было. В ответ РФ запретила транзитное движение украинских грузовиков по своей территории, а Киев ввел ответные запретительные меры для российских перевозчиков. Ограничения были сняты лишь 25 февраля.

В марте российские фуры на территории Украины блокировались радикальными группировками, в том числе запрещенным в РФ «Правым сектором». Эту информацию корреспонденту РБК+ подтвердил представитель компании «ТБН Логистик». «Это происходит очень и очень часто, но каждый отдельный случай не получает в прессе широкой огласки», — объяснил источник.

Компании, которые вынуждены пользоваться услугами российских перевозчиков регулярно, как и в случае с Польшей, прорабатывают запасные варианты. Коммерческий директор машиностроительного предприятия Politech-PLus JSC Александр Козлов отметил, что в компании уже предусмотрели обходной вариант через Белоруссию. «При этом стоимость логистики и таможенных расходов возрастает на 20–25%», — подчеркнул топ-менеджер.

Киев тоже заинтересован в том, чтобы решить вопрос с грузоперевозками как можно скорее, ведь Россия — единственная возможность для украинских перевозчиков доставлять грузы в азиатские страны. По оценкам игроков рынка логистических услуг, объем перевозок между Украиной и восточными странами составляет порядка $150 млн в год. Президент компании «Гринвуд-логистик» и глава Союза китайских предпринимателей в России Цай Гуйжу полагает, что, в случае если стороны не урегулируют вопрос о безопасном передвижении российских грузовиков по территории Украины, больший ущерб получит как раз экономика сопредельного государства.

«На сегодня границу двух стран пересекает в четыре раза больше грузовиков с украинской регистрацией, чем с российской. У Украины практически нет других вариантов доставки грузов в Азию, тогда как Россия может позволить себе пользоваться обходными путями», — отметила Цай Гуйжу, предположив, что в крайнем случае Россия будет доставлять грузы в Южную Европу по Черному морю в обход Украины. Переплата при такой схеме составит порядка €500–600 c одной грузоперевозки.

Игры с квотами

Согласно межправительственному соглашению, которое было подписано в январе 2015 года между Россией и Польшей, квота российских грузовиков в Польше составляла 40 тыс. единиц, а польским перевозчикам было выдано порядка 80 тыс. разрешений. Спустя почти год после утверждения документа поляки потребовали от российской стороны пересмотреть условия, прописанные в соглашении. В частности, в Варшаве настаивали на уменьшении российской квоты с 40 тыс. до 20 тыс. грузовиков и увеличении собственной до 100 тыс. машин. Договориться удалось лишь с третьей попытки — Россия и Польша обменялись квотами в 170 тыс. машин на грузовые перевозки.

РБК+