05.12.07

Путь из Латвии в объезд пробок — через Белоруссию

На выезде из Латвии перед КПП Терехово и Гребнево на российской границе вчера застряли почти 2 тыс. фур. В Силене и Патерниеки на рубеже с Белоруссией очередей нет, сообщает «Бизнес&Балтия».

Латвийские автоперевозчики признают — во многих случаях транзит через Белоруссию выглядит привлекательнее многодневных простоев. Однако и рисков не мало.

Перед Терехово вчера застыли 1 тыс. 350 машин с грузами, у Гребнево — почти 500. Это означает, соответственно, четверо и двое суток простоя. Одно из привычных объяснений – «белорусы виноваты, к ним ни въехать, ни выехать». «Это — стереотипы автоперевозчиков», — считает заместитель начальника Управления внешнеэкономической деятельности Министерства транспорта Белоруссии Сергей Негрей.

По его словам, «белорусские КПП на границе с Латвией, Литвой и Польшей не менее привлекательны для грузовых потоков логистической оси ЕС — Россия, чем перегруженные «игольные ушки» на российской границе. Автоперевозки — наш приоритет. Сегодня практически весь грузопоток в центральную Россию из Калининградской области следует через Литву и Белоруссию, а не через Латвию», — заявил Негрей.

Со своей стороны, президент латвийской ассоциации международных автоперевозчиков Latvijas auto Валдис Трезиньш подчеркивает: тому, что фуры с грузами для России по четверо суток парятся на жаре в Терехово, а не свободно переезжают за шлагбаум в Патерниеки, есть несколько причин. Самая существенная и одновременно банальная — визовая. Водители грузовиков с латвийскими номерами получают белорусские «многократки», позволяющие проводить в стране 90 суток в год. У литовских и польских дальнобойщиков эти визы годны на 180 суток, что позволяет возить грузы почти круглый год.

«90-дневная виза расходуется за полгода, а у водителей контейнеровозов — вообще за 3-4 месяца. Потом компании приходится увольнять шоферов и нанимать новых, которых еще надо найти. Говорят: вы делайте одноразовые визы на посещение Белоруссии, а их неделю надо ждать… Никто у нас ни черта не делает для решения этой проблемы, ни правительство, ни МИД…», — сетует директор рижской логистической компании Juvi Юрий Бразуль, у которого в штате 20 водителей.

Управляющий компанией Atek Владимир Бутанов помимо виз обратил внимание «Бизнес&Балтия» еще и на специфику отношений с белорусской таможней: «Наша компания проводит груз через эту страну только в том случае, если заказчик груза дает разрешение. Все боятся обжечься. С российскими таможенниками все вопросы можно решить на месте, надежно и быстро. А тут если в описании товара, не дай бог, отсутствует одна номенклатурная единица, груз застревает на платной стоянке. И начинается: проверяют и перепроверяют… И «договориться», как в России, невозможно».

Впрочем, по словам Бутанова, в этом году условия транзита улучшились: машины с товаром уже не конфискуют, упростились правила конвоирования груза по белорусским трассам.

Как подчеркнул в разговоре с «Бизнес&Балтия» глава белорусско-латвийского предприятия M.T.Z.-serviss Василий Загоруйко, есть сложности с получением дозволов и разрешений на перевозку крупногабаритных (свыше 3,8 м) грузов.

Белорусская сторона не отрицает, что все эти проблемы есть. «Визовый вопрос, как и сложности с дозволами, решаются на паритетной основе. Белоруссия выдает латвийским жителям около 80 тыс. виз в год, а Латвия гражданам Белоруссии — 30 тысяч… Мы надеемся, что уже в этом году срок действия нашей визы будет продлен до 180 дней», — заявил глава консульского отдела посольства Белоруссии в Латвии Олег Андреев.

С этого Рождества, когда, как предполагается, Латвия войдет в зону действия Шенгенского договора, визы для белорусских жителей станут стоить 60 евро. Как сообщили в дипмиссии Белоруссии, возможно, тогда Минск паритетно поднимет стоимость своих виз.

Росбалт, 16/08/2007