25.08.08

Пункт преткновения

На пути российско-казахстанского грузопотока встал кадровый вопрос

Недостаточный штат таможенной службы на станции Аксарайская-2 препятствует росту грузопотока между двумя странами.

Именно нехватка таможенников – а при существующих объёмах движения, по расчётам специалистов ПривЖД, здесь необходимо не менее 17 человек, тогда как службу несут всего восемь-девять – является главной угрозой прогнозируемому росту грузопотока, проходящего через Аксарайскую-2. Так, благодаря запланированному на ближайшие недели пуску в эксплуатацию завода по производству нефтепродуктов ТОО «Тенгизшевройл» (Казахстан) объём перевозки наливных грузов через станцию до конца года увеличится с нынешних 4 млн тонн в год до 11 млн тонн в год.

«А это значит, что вместо нынешних 11 пар поездов в сутки через станцию будет проходить 20. И если железнодорожники готовы к такому увеличению, в том числе за счёт использования парка станции Аксарайская-1, то таможенники с новыми объёмами могут не справиться – даже сейчас их численность недостаточна для своевременного проведения досмотра», – сообщил «Гудку» начальник станции Аксарайская-2 Сергей Ласица.

Повлиять на увеличение штата таможенников на станции железнодорожники не могут. Как рассказала «Гудку» старший государственный инспектор федеральной таможенной службы Елена Зыбина, это возможно только по решению центрального руководства.

«А это решение принимается на основании фактически возросшего грузопотока. То есть когда будут через станцию проходить 20 пар поездов, тогда и будет увеличен штат. Другой путь увеличения численности инспекторов на отдельно взятом пограничном переходе – перераспределение специалистов с одного пограничного поста на другой. Например, из международного аэропорта Астрахань на станцию Аксарайская. Но это строго по желанию инспектора. А пока ехать на степной пункт, да ещё и по соседству с газоперерабатывающим заводом, никто не хочет», – отметила она.

Чтобы справиться с возрастающим грузопотоком, ПривЖД расширяет зону таможенного контроля и увеличивает на 32 человека штат приёмщиков поездов.

«Казахстанская сторона тоже увеличила штат осмотрщиков на действующем на станции Аксарайская-2 пункте коммерческого осмотра вагонов АО «НК «Казахстан темир жолы» с 32 до 50 человек. За счёт ускорения процедуры коммерческого осмотра высвободится время, необходимое для таможенной очистки вагонов», – рассказал «Гудку» управляющий директор по перевозочному процессу АО «НК «Казахстан темир жолы» Канат Альмагамбетов.

Кроме того, на станции запустят вторую двухпоточную линию по обработке документов, благодаря чему на Аксарайской-2 коммерческий осмотр смогут проходить одновременно четыре поезда, а не два, как ранее. Это также ускорит процесс оформления необходимых для пересечения границы документов.

Между тем, как отмечают на дороге, организация второй двухпоточной линии на станции Аксарайская-2 и расширение штата пункта коммерческого осмотра вагонов – это лишь временное решение проблемы. Как ранее отмечал начальник ПривЖД Александр Храпатый, в 2015 году через границу с Казахстаном планируется пропускать уже 35 пар поездов. И тогда возможности станции Аксарайская-2, которая проектировалась как сортировочная, а не пограничная, будут исчерпаны.

«Мы считаем целесообразным перенести пограничный пункт пропуска на самую границу, к посёлку Малый Арал, что в 42 км от Аксарайской-2. Сейчас там ничего не приспособлено для контроля пересекающих границу грузов и пассажиров, но к 2010 году по федеральной программе «Государственная граница» предполагается построить всё необходимое для пограничного, таможенного, санитарного и ветеринарного контроля. Общая сумма затрат оценивается в 7,5 млрд руб. Причём планируется, что финансироваться обустройство пункта будет по этой госпрограмме из бюджета РФ», – сказал первый заместитель начальника Астраханского отделения ПривЖД Владислав Губанов.

Справка «Гудка»
Астраханская таможня Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы контролирует семь пунктов пропуска: Астраханский, Аэропорт Астрахань, Морской порт Оля, Аксарайский (грузовой), Железнодорожный пропускной пункт Аксарайский (пассажирский), Красноярский и Ахтубинский. Штатная численность Аксарайского таможенного поста составляет 56 человек. Через пункт пропуска Аксарайский за семь месяцев этого года принято из Казахстана на ПривЖД и обработано 2346 грузовых поездов, сдано 2232. Пассажирских поездов из Казахстана принято 544, сдано 539. Общее количество обработанных вагонов составило 308455 единиц, что на 31% больше, чем за семь месяцев 2007 года.

«Гудок», 25.08.2008