09.08.23

Прыжок в Поднебесную: Эксперты прокомментировали увеличение товарооборота между КНР и Россией

В январе-июле 2023 года товарооборот между Россией и Китаем вырос на 36,5% и составил 134 млрд долларов. Об этом свидетельствуют статистические данные Главного таможенного управления КНР.

Согласно им, Китай ввез в Россию товаров на сумму 62,5 млрд долларов. Рост составил 73,4% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Россия увеличила свои поставки в КНР на 15,1%. Их сумма составила 71,5 млрд долларов. В июле российско-китайский товарооборот достиг 19,4 млрд долларов. Причем Россия ввезла в Китай товаров на 9,2 млрд долларов, Китай в Россию - на 10,2 млрд долларов.

"Внушительный рост товарооборота России и Китая - продолжение тренда переключения фокуса российской внешней торговли на Восток и "глобальный юг", начавшегося еще с 2014 года и усилившегося в прошлом году", - рассказала "РГ" руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая. При этом в июле импорт Китая из России сократился на 18,3% к июню и на 8% к июлю прошлого года, уточнила эксперт. Ситуация сложилась на фоне общего усиливающегося спада китайского импорта, который в июле стал рекордным с 2020 года. Что касается экспорта товаров из Китая в Россию, то и здесь есть замедление темпов роста, добавила Беленькая. Так, в июле экспорт в Россию замедлил рост до 52% против 90,9% в июне.

По словам эксперта, Китай поставляет в Россию в основном потребительские товары - компьютеры, телефоны, автомобили, автозапчасти, замещая выбывшие бренды из США, ЕС, Японии, Южной Кореи. Экспорт легковых автомобилей из Китая в Россию в первом полугодии 2023 года составил 4,6 млрд долларов, что в 6,4 раза выше, чем в первом полугодии 2022-го, а доля Китая в импорте автомобилей на российском рынке увеличилась примерно до 70%. "В прошлом году товарооборот России и Китая увеличился на 29,3% и достиг рекордных 190 млрд долларов. В этом году, по всей видимости, будет превышена планка в 200 млрд долларов", - полагает Беленькая.

По ее словам, объемы импортируемой Китаем нефти и газа растут. Так, Китай в январе-июле 2023 года нарастил объемы импорта нефти и природного газа на 12,4% и 7,6%. Примечательно, что при этом импорт сырой нефти за рубежом из-за снижения мировых цен обошелся Китаю на 12,3% дешевле, чем за аналогичный период 2022 года, соответственно, при увеличении физических объемов экспорта РФ все же получает меньше в денежном выражении.

"Товаропроизводители начинают учиться работать с Китаем. Если раньше в основном у нас этим занимался крупный бизнес, прежде всего нефтегазовый сектор, то сегодня много малых и средних предприятий выходит на Китай со своими товарами", - говорит директор ИСАА МГУ Алексей Маслов.

Основным драйвером роста до конца 2023 года останется автомобильная отрасль, но важно учесть изменение законодательства, отметила доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова Анастасия Прикладова. "Резкое увеличение размера утилизационных сборов приведет к росту розничных цен на внутреннем рынке, что, скорее всего, снизит спрос на новые автомобили. Если российские дилеры не уменьшат норму прибыли, то это может отрицательно сказаться на объемах поставок автомобилей и комплектующих из Китая в РФ", - считает она.

По словам Прикладовой, ежемесячные поставки легковых автомобилей из Китая в Россию уже превышают 1 млрд долларов, а по грузовикам показатели на уровне 300-400 млн долларов.

"По итогам года, рост товарооборота будет составлять в районе 30%. То есть мы далеко выйдем за 200 миллиардов намеченных на 2024 год. Мы идем с опережением и здесь, скорее всего, если не будет серьезных изменений, мы как минимум выйдем на 230 миллиардов долларов товарооборота", - заключил Маслов.

Российская газета