24.08.10

Прошли коридором

На прошлой неделе возобновлены консультации транспортных ведомств стран - членов Таможенного союза (ТС) об уровне сквозных тарифов на основных направлениях двусторонних и транзитных грузовых перевозок. Так как до 65% общей протяженности сети стальных магистралей региона ТС приходится на Россию, речь на упомянутых консультациях идет, в частности, о пониженных расценках на маршрутах, соединяющих РФ с транспортными артериями Беларуси и Казахстана. Вплоть до их стыковки со странами, не участвующими в Таможенном союзе.

Так, в Алма-Ате начат новый этап переговоров, в том числе в рамках российско-казахстанской комиссии по транспорту, о снижении тарифов на транзит контейнерных грузов по территории Казахстана между станциями Локоть и Кулунда в Алтайском крае и Сары-Агач на крайнем юге Казахстана. Общая протяженность маршрута - примерно 1500 км - до пограничного транспортного перехода между Казахстаном и Узбекистаном (Сары-Агач). Этот вопрос связан с ростом объемов перевозок между регионом ТС и Узбекистаном в обоих направлениях.

Российские контейнерные перевозчики для стимулирования евроазиатского транзита предлагают снизить тарифные расценки по грузам в контейнерах и для вагонов, перевозящих контейнеры. То есть для роста транзитных, в основном контейнерных перевозок между странами Средней Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона через российские порты Дальнего Востока предлагается понизить эти тарифы на 28% (к настоящему времени они снижены на 12%). А для вагонов-платформ из-под выгруженных контейнеров предложено понизить тариф по передислокации таких вагонов на 40%: речь идет о стальных магистралях Западной, Восточной Сибири и Дальневосточного региона РФ. В этом случае объем транзитных перевозок груженых контейнеров между Казахстаном и российскими портами Дальнего Востока может увеличиться более чем на 15%.

Тем временем российская сторона ввела с августа сниженные тарифы на перевозки угля из Казахстана. Но при условии, что объем их перевозок не будет меньше 2,8 млн тонн. В этой связи исполнительный директор по маркетингу железных дорог Казахстана Ержан Жакишев предложил уточнить условия предоставления этой тарифной льготы. По его словам, "мы попросили российских коллег разъяснить: будет ли учтен в том объеме - 2,8 млн тонн - уголь из Казахстана, перевезенный с января 2010 года". Казахстанская сторона предлагает снизить эту планку минимум на 15% в связи с сезонностью добычи и, соответственно, перевозки угля.

Астана выступает и за то, чтобы в Таможенном союзе и, в частности, в РФ были введены пониженные тарифы на перевозки ряда грузов через Россию и далее через Казахстан в другие страны Средней Азии. И прежде всего на перевозки тех грузов, которые используются в Средней Азии для непрерывного производства. Так, предложено понизить перевозочные расценки на глинозем (алюминиевый полуфабрикат), который традиционно используется на крупном алюминиевом заводе в г. Турсунзаде (на западе Таджикистана). Как отметил Е. Жакишев, "есть конкурентный путь доставки украинского глинозема в Таджикистан через порты Поти (Грузия) и Баку. Причем при транзите больших партий грузов в тех портах действует вполовину сниженный тариф". Но, по его словам, таджикистанские получатели глинозема предпочтут доставку этого продукта с Украины транзитом через Россию и Казахстан, если сквозной транзитный тариф понизится на треть. Вдобавок Астаной предложено в рамках ТС понизить расценки на каспийские, то есть морские глиноземные перевозки в Таджикистан. Между портами Актау (Казахстан) и Махачкала. Казахстан апеллирует к тому, что сниженные расценки на морскую доставку алюминия в РФ уже действуют между портами Туркменбаши (Туркменистан) и Махачкала.

По оценкам Комиссии Таможенного союза, российская сторона пока склоняется к сквозным тарифным льготам по этим грузам в основном в сухопутном сообщении. Точнее, следующим через соседнюю с Казахстаном станцию Аксарайская (Астраханская область). Кстати, эта станция к середине августа реконструирована, что позволило примерно на 15% повысить ее провозную способность. По данным Приволжской железной дороги, в 2010 году в реализацию проекта "Комплексная реконструкция участка Трубная - Баскунчак - Аксарайская", являющегося составной частью международного коридора "Север - Юг", инвестировано более 270,4 млн рублей. По завершении этого проекта в 2013 году объем перевозок в транспортном регионе Нижнее Поволжье - Северный Кавказ - Каспий - Урал к 2020 году достигнет 65,3 млн тонн.

Российская газета; 24.08.10