18.11.04

Проездные кончаются, без них автоперевозчики не попадут в Финляндию

Как стало известно, автомобильные перевозчики Северо-Запада столкнулись с дефицитом разрешений на транспортировку грузов в Финляндию и в начале декабря могут прекратить поездки в этом направлении. В Министерстве транспорта РФ обещают решить проблему уже на следующей неделе, однако если этого не произойдет, перевозчики могут потерять только в этом году около $140 млн.

Рынок автомобильных перевозок между Россией и Финляндией регулируется межправительственным соглашением. Согласно этому документу перевозчики обеих стран для пересечения границы получают на год определенное количество разрешений - на паритетной основе. В этом году финским и российским компаниям было выдано по 220 тыс. таких разрешений. При этом по одному разрешению пересечь границу можно лишь один раз.

Как рассказал заместитель начальника Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Северо-Западу Константин Шаршаков, у отечественных компаний количество допусков для пересечения границы почти иссякло - при существующих темпах "потребления" их хватит только до конца ноября. "Для того чтобы нормально закрыть год, нам необходимо еще около 20 тыс. разрешений", - говорит господин Шаршаков.

Дефицит, в принципе, можно восполнить за счет пересмотра количества, но на это должна согласиться финская сторона. Однако ее представители в этом не сильно заинтересованы. "В нынешнем году финские компании переориентировались на перевозки в странах Евросоюза, поэтому у них осталось много разрешений", - утверждает господин Шаршаков. Правда, добавил собеседник, финны заявили о том, что 5 тыс. допусков они все-таки дадут, но их хватит ненадолго - на первую декаду декабря.

Проблема дефицита разрешений будет обсуждаться в Москве 23-24 ноября на заседании специальной комиссии, состоящей из представителей Минтранса РФ и транспортного ведомства Финляндии. Если российским чиновникам не удастся уговорить своих финских коллег, то перевозчиков, по оценке АСМАП, ожидают грандиозные убытки. "В этом случае на выдачу разрешений будут наложены ограничения, -- говорит Константин Шаршаков, - например, с рынка уйдут малотоннажные машины, а некоторые грузы пойдут в Финляндию по железной дороге". Финансовые потери всех автомобилистов за декабрь составят $200 млн., из которых 140 млн. придется на компании Северо-Запада, занимающие доминирующее положение на российско-финском автотранспортном рынке.

В Минтрансе предпочитают ситуацию не драматизировать. Источник в министерстве сообщил, что "проблема с разрешениями возникает каждый год и всегда благополучно разрешается". Он выразил уверенность, что так будет и на этот раз. По его словам, у российских чиновников есть рычаг давления на финнов: зарубежные автомобилисты часто превышают отечественные нормы по весу машин и, соответственно, нагрузке на дорожное полотно. А это дает Минтрансу сильный козырь в споре по поводу разрешений.

И однажды этот козырь Минтранса уже не сыграл. В 2002 г. российским компаниям понадобилось дополнительно 30 тыс. дополнительных разрешений, однако финны отказались их предоставить. В результате отечественным грузовикам пришлось несколько дней простоять у границы, что обернулось для компаний-перевозчиков крупными штрафами.

Транзит в 8 млрд. евро

По данным аналитиков, одну треть оборота финских портов, прежде всего в городе Котке, составляют транзитные грузы, следующие в Россию или из нее. При этом 85% этих грузов в дальнейшем обслуживается автотранспортом. По данным АСМАП, ежегодно объем автомобильных перевозок между Россией и Финляндией растет на десятки процентов: в 2004 г. количество пересечений границы превысило прошлогодний показатель на 20%. Объем торгового оборота между двумя странами также увеличивается каждый год и в настоящий момент составляет 8 млрд. евро. Все это делает привлекательным и высококонкурентным рынок автоперевозок, для достижения успеха на котором в ход идет и политика. Например, в 2002 г. Финляндия и Россия ввели друг против друга ограничения по тоннажу грузовиков, что привело в итоге к международному скандалу.

Коммерсант 18.11.04