Проблемы определения и контроля таможенной стоимости являются одними из самых сложных
Почему возникает основная масса разногласий по вопросам определения таможенной стоимости товара между участниками внешнеэкономической деятельности и таможнями? Разъяснить ситуацию "ЗР" попросил специалистов адвокатской компании "Белянцев и партнеры".
Причина до банальности проста. Проблема в том, что законодательство и правоприменительная практика не всегда совпадают. В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона от 21.05.1993 5003-1 "О таможенном тарифе" таможенная стоимость товара - стоимость товара, определяемая в соответствии с настоящим Законом и используемая для обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования.
Система определения таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяются на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ. Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, устанавливается Правительством РФ на основании положений Закона "О таможенном тарифе". Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, устанавливается Правительством РФ.
Таможенная стоимость заявляется декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара через таможенную границу РФ. Порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, а также форма декларации устанавливается ГТК России в соответствии с законодательством РФ. Таможенная стоимость определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным Федеральным законом. Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление товара.
Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При необходимости подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости декларант обязан по требованию таможенного органа РФ предоставить последнему нужные для этого сведения.
Но часто таможенные органы кроме пакета обязательных документов требуют от участников ВЭД массу дополнительных сведений. Как регулируется процедура таких запросов?
В большинстве случаев типовой набор документов должен быть достаточен для таможенного оформления. Запрос дополнительных бумаг - это отклонение от обычной, стандартной ситуации. И здесь важно понять, чем это вызвано. Одно дело, когда налицо сложный товар, необычная схема поставки. Или, например, предоставлены противоречивые документы, которые рождают вопросы. Но и в этом случае необходимо ясно представлять, зачем нужны дополнительные сведения, помогут ли они решить конкретную проблему. То есть запрос должен быть четко продуманным и грамотно построен.
При возникновении у таможенного органа сомнений в достоверности сведений, представленных декларантом для определения таможенной стоимости, декларант имеет право доказать такую достоверность. В случае непредоставления доказательств, подтверждающих достоверность использованных декларантом данных, таможенный орган вправе принять решение о невозможности использования выбранного декларантом метода таможенной оценки. Что же делать в ситуации, когда у таможенника возникли сомнения по поводу цены и обстоятельств сделки, а декларант настаивает на своей правоте, предъявляя контракт, счета и проводки?
Ст.15 ФЗ "О таможенном тарифе" предусматривает выход из конфликта. Декларант вправе обратиться в таможенный орган РФ с просьбой предоставить ему декларируемый товар в пользование под залог имущества или гарантию уполномоченного банка в соответствии с законодательством РФ либо уплатить таможенные платежи в соответствии с таможенной оценкой товара, осуществленной таможенным органом. Такая процедура называется предоставлением товара в пользование декларанту под обеспечение уплаты причитающихся таможенных платежей. В нормативных документах ГТК это чаще называется процедурой временной условной оценки.
Таможенный орган РФ, производящий контроль за правильностью оценки товара, вправе принимать решение о правильности заявленной декларантом таможенной стоимости. При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости, на основании имеющихся у него сведений (в том числе ценовой информации по идентичным или однородным товарам) с корректировкой. Таможенный орган по письменному запросу декларанта обязан в трехмесячный срок предоставить декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не может быть принята таможенным органом в качестве базы для начисления пошлины. При несогласии декларанта с решением таможенного органа РФ в отношении определения таможенной стоимости товара это решение может быть обжаловано в порядке, определенном Таможенным кодексом.
Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, производится путем применения следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервного метода. Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.
Согласно письму ГТК России от 21 марта 2001г. 13-12/0598 "О применении форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей" нормативными актами ГТК России предусматривается возможность корректировки таможенной стоимости товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в случае выявления фактов ее занижения (завышения) как на этапе таможенного оформления, так и после выпуска товара в соответствии с заявленным таможенным режимом. При проведении таких корректировок требуется заполнение форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей.
В соответствии с Инструкцией по заполнению декларации таможенной стоимости, утвержденной приказом ГТК России от 05.01.1994г. 1, декларация таможенной стоимости является приложением к соответствующей грузовой таможенной декларации и без нее недействительна. В случае если была произведена корректировка таможенной стоимости в формах ДТС-1 или ДТС-2, то форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей является неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации и без нее недействительна.
газета "Золотой Рог" 21.10.03