Пробки затыкают международные коридоры
В Министерстве транспорта РФ недостаточно уделяют внимания развитию логистической инфраструктуры СЗФО. К такому выводу пришли российские автоперевозчики.
По автомобильным дорогам Северо-Запада России, по данным Ространснадзора, доставляют около 45% от общего количества международных грузов, перевозимых автотранспортом РФ. В 2006 году их объем, по сравнению с 2005-м, вырос на 30%. При этом доля отечественных автоперевозчиков на международных маршрутах, проложенных по территории СЗФО, увеличилась до 45% от всех объемов транспортировок российских внешнеторговых грузов по автодорогам РФ (несколько лет назад аналогичный показатель составлял 38%).
Такие данные позволяют чиновникам отчитываться за успешное развитие транспортной системы Северо-Запада РФ. Между тем структура международных перевозок в последнее время стала меняться. Ранее основную часть товаров, перевозимых российскими компаниями, составлял импорт. Сегодня акцент сместился в сторону экспорта (около 60% от всего объема грузов). Причем около 85% экспорта следует из сопредельных с РФ стран. Оттуда же поступает и примерно 70% импорта.
Прежде основная доля внешнеторговых потоков тяготела к Москве (там они проходили растаможку). То есть, по сути, следовали через территорию Северо-Запада РФ транзитом. Сегодня крупными грузоформирующими ареалами, кроме Центра РФ, стали также Петербург, Ленинградская область и Калининград. Это означает, что на Северо-Западе РФ образовались источники дополнительных грузопотоков. И сложившаяся система транспортных коридоров не позволяет их пропустить. Они перекрещиваются с уже имеющимися автомобильными потоками, создавая непредвиденные заторы на пограничных пунктах.
Традиционные схемы переключения этих транспортных потоков на существующие российские морские порты не приводят к желаемым результатам. Стивидоры Северо-Запада РФ оказываются не готовыми к их обслуживанию, потому что существующие портовые причалы рассчитаны на другие типы грузов. Это просчет стратегического характера, который в дальнейшем может все сильнее вносить дисбаланс в общую схему товаропотоков региона.
Международные автомобильные потоки будут постоянно натыкаться на барьеры, потому что им просто некуда свернуть при возникновении `пробок` на отдельных участках пути.
Одно дело чертить линии на карте. И совсем другое - управлять реальными грузоперевозками.
Мнения специалистов
Константин Шаршаков, заместитель начальника представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по Северо-Западу РФ:
- В 2006 году общие потери бюджета РФ от простоев автотранспорта, по оценке экспертов, превысили 17 млрд руб. В среднем у перевозчиков Северо-Запада РФ только за июль - сентябрь накопились суточные простои по 1,1-1,2 тыс. часов на автомобиль.
Попытки переключить грузы на морские порты, как выяснилось, приводят к другим проблемам. Автопоезда, объезжая заторы на границе, попадают в невообразимые пробки на улицах Петербурга.
Мощности подходных путей к Большому порту ограниченны.
Автоперевозчикам остается одно: уповать на то, что таможня на автопереходах будет работать быстрее. Потому что есть грузы, которые ни на какой другой вид транспорта не переключить.
Вера Гришина,
заместитель председателя исполкома `Ассоциации `Северо-Запад`:
- Северо-Запад - форпост зоны действия программ ЕС `Северное измерение` и `ЕвроРоссия`. Есть проекты Балтийского и Арктического совета, которые должны помогать СЗФО развивать региональную транспортную систему.
В других странах регионы средства на эти цели получают. В СЗФО - практически нет, хотя территории шести субъектов округа соприкасаются с границами Евросоюза.
Проблема в том, что отечественные транс
портники не могут скоординировать свои проекты. Да и власти РФ во многих случаях оказались не готовы к позиционированию в глобальном пространстве по правилам ЕС. Это тормозит развитие инфраструктуры международных товаропотоков.
Деловой еженедельник "ЭКОНОМИКА И ВРЕМЯ" (Санкт-Петербург)