19.05.05

Пробка в транзитном коридоре

Пограничный эстонско-российский договор подписан, многие проблемы решены. Но договор открывает перспективы для утряски и других вопросов, по-прежнему волнующих обе стороны. В частности, связанных с внешнеэкономической деятельностью и ситуацией в приграничье.

На площадке фирмы Transservis-N, регулирующей поток транзитного транспорта через Нарву, вчера скопилось около 150 грузовых машин в ожидании пропуска на таможню. Дальнобойщикам приходится сутки находиться в нарвской пробке, прежде чем попасть в Россию. Причины напряженной ситуации в увеличении потока грузов через эстонско-российскую границу в районе Нарвы и Ивангорода. Евросоюз и Россия торгуют бойко, наращивая товарообмен. Уездный старейшина Аго Сильде называет цифры: ежедневно в обе стороны через два города-близнеца идет в среднем 300 грузовиков, интенсивность перевозок по сравнению с 2002 годом возросла в два раза. Старейшина говорит, что с вводом в эксплуатацию осенью нынешнего года Силламяэского морского порта потребности в автоперевозках еще больше возрастут, а к 2010 году грузопоток через Нарву увеличится до 1200 машин в сутки. Ныне действующий автомобильный мост, связывающий Нарву с Ивангородом, не выдержит такой нагрузки.

Северо-Восток Эстонии становится серьезным фактором экономического развития Северной Европы, важным транзитным коридором. С каждым днем приближается момент пуска в эксплуатацию в Силламяэ торгового порта самого восточного на новой границе Евросоюза. По словам А. Сильде, ежедневно строители осваивают на возведении портовых объектов от полутора до двух миллионов крон. Вообще, как подчеркивает представитель эстонского правительства в Ида-Вирумаа, регион Балтийского моря весьма активно развивается: проанализировав ситуацию, Мировой банк спрогнозировал, что за 25 лет объем морских грузоперевозок в регионе Балтики возрастет более чем в три раза. Что касается Ида-Вирумаа, то прибытие торговых судов в Силламяэскую гавань даст работу не только местным докерам, но и дополнительную дальнобойщикам, курсирующим через нарвский автомобильный мост. Актуальность темы ясна не только для Эстонии, но и для России. А.Сильде говорит, что на июнь намечена встреча представителей министерств экономики двух стран по вопросу строительства нового моста. Эстонская сторона предлагает соорудить новую переправу в объезд Нарвы, в семи километрах севернее от города.

Дальнобойщики предпочитают ездить через Нарву еще и из-за тех условий, которые им создаются на площадке Транссервиса охраняемая территория, кафе и гостиница. Раньше за услуги по регулированию движения через город водители транзитных автомобилей платили в кассу Транссервиса , а с нынешнего года деятельность этого муниципального предприятия финансируется из госбюджета ЭР на 2005-й выделено три миллиона крон (есть соответствующий договор между Нарвой и МВД ЭР). Услуги для водителей стали бесплатными. Но, по словам директора Транссервиса Владимира Мижуя, объем работ сильно возрос, и средств из госказны потребуется больше, примерно пять миллионов крон в следующем году. К тому же необходимо развивать инфраструктуру Транссервиса в соответствии с нормами ЕС, а без дополнительных инвестиций эту задачу не решить.

Как считает депутат Рийгикогу и председатель Нарвского горсобрания Михаил Стальнухин, строительство новой переправы потребует около полутора миллиардов крон. Возможные источники финансирования ЕС, Эстония и Россия.

Молодежь Эстонии 19.05.05