Про новую ГТД и т.д.
С первого января 2007 года в России вводится новая грузовая таможенная декларация. Прокомментировать это событие журнал Таможня попросил помощника руководителя Федеральной таможенной службы Владимира МЕЩЕРЯКОВА.
Грузовая таможенная декларация как таковая была введена в Советском Союзе еще в 1989 году. Ее прообразом стал единый административный
документ (ЕАД) Европейского Союза. Онже в свою очередь был введен в странах ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) в соответствии с Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами, подписанной ЕС и членами ЕАСТ в 1987 году.
Но со временем наша ГТД стала отличаться от единого административного документа. Более того, в России появился новый документ, радикально
отличающийся от прообраза Документ контроля доставки (ДКД). ЕАД в странах Евросоюза и ЕАСТ используется универсально: при вывозе, ввозе и
транзите товаров. ДКД же был введен отдельно для транзита как внутреннего, так и международного. Так что грузовая таможенная декларация и
транзитная декларация у нас между собой разошлись.
В 1994 году было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом. 78-я статья этого до-
кумента посвящена вопросам таможенного дела. Она предусматривает в том числе гармонизацию и упрощение таможенных процедур и установление взаимосвязи между транзитными системами ЕС и РФ. Специалисты Государственного таможенного комитета РФ в конце 2002 года проанализировали ситуацию, связанную с развитием таможенного дела в мире и в Евросоюзе, в частности, исходя из того, что ЕС даже в то время, то есть до своего расширения, был основным торговым партнером России.
Гармонизация процедур таможенного оформления с нормами Европейского Союза была определена одной из приоритетных стратегических задач рос-
сийской таможенной службы, поскольку такая гармонизация ведет к ускорению и увеличению объема товарооборота, снижению непроизводительных на-
кладных расходов для участников ВЭД, ускорению оборачиваемости средств, вкладываемых во внешнюю торговлю.
Сейчас, когда после расширения Евросоюза на страны ЕС стало приходиться 54 процента внешнеторгового оборота России, правильность выбранного курса является очевидной. Это было подтверждено и на политическом уровне в Совместном заявлении о расширении ЕС и отношениях Россия ЕС, принятом Российской Федерацией и Европейским Союзом 27 апреля 2004 года.
Введение новой грузовой таможенной декларации/транзитной декларации (ГТД/ТД), соответствующей форме единого административного документа,
введение порядка заполнения такой декларации, опять-таки соответствующего требованиям ЕАД, безусловно, имеет важное самостоятельное значение. Вместе с тем это и важный промежуточный шаг в деле подготовки России к присоединению к общеевропейской процедуре
общего транзита, регламентированной Конвенцией о процедуре общего транзита 1987 года. Сегодня эту Конвенцию применяют все 25 государств участ ников Евросоюза и члены ЕАСТ. Но нетолько. Скажем, Румыния, не являющаяся членом ни ЕС, ни ЕАСТ, недавно присоединилась к этой Конвенции. В общей сложности ее применяют 32 страны.
Вместе с упрощением таможенных формальностей за счет однократного заполнения таможенной декларации при перемещении товаров между странами-участницами Конвенции была бы решена и еще одна задача. Это повышение притягательности России как страны транзита между Европой и
странами азиатско-тихоокеанского региона, то есть двумя центрами мирового экономического развития и внешней торговли. Ныне система таможенного транзита России является самостоятельной и заполняет собой промежуток между Европой и АТР. То есть является мембраной, которую приходится преодолевать. Если же она станет частью европейской системы таможенного транзита, мембрана исчезнет.
Есть еще одна важная задача, которая решается с вхождением России в процедуру общего европейского транзита. Эта процедура на сегодняшний
день полностью компьютеризирована.
В ЕС практически отсутствует бумажный вариант транзитной декларации, хотя юридически она не отменена. Допустим, Россия ждет партию товара из
Португалии. Он еще там только оформляется, но как только данные о нем вводятся в Новую компьютеризированную транзитную систему (NCTS), таможня страны назначения уже видит этот товар. И получает возможность работать с современными методами анализа риска и заранее определять степень глубины таможенного контроля. Это исключительно важная возможность и для государства, поскольку повышается эффективность правоохранительной работы, и для цивилизованного бизнеса.
Приказы, утверждающие бланки новой ГТД/ТД и инструкцию о порядке их заполнения должны быть на днях зарегистрированы в Министерстве юстиции. После этого вся информация и сами бланки будут размещены на сайте Федеральной таможенной службы. А на базе Российской таможенной академии
и Национальной ассоциации таможенных брокеров начнется обучение таможенных брокеров и декларантов работе с новым документом.
Журнал "Таможня"