Привлекательный транзит
О тенденциях на рынке контейнерных железнодорожных перевозок и определяющих направлениях его развития – наша беседа с генеральным секретарем КСТП Геннадием Бессоновым.
– Геннадий Иванович, какие тренды на рынке контейнерных железнодорожных перевозок, с Вашей точки зрения, сегодня наиболее актуальны?
– По мнению экспертов, геополитические и экономические факторы в текущем году обусловят отрицательную динамику грузоперевозок и грузооборота, сокращение импортного грузопотока, наращивание экспорта и изменение структуры и географии международных грузоперевозок.
Этот прогноз подтверждает и статистика. Объем перевозок крупнотоннажных контейнеров по Транссибирской магистрали по итогам 9 месяцев 2015 года упал на 8% и составил 1 251 312 TEU, из них 773 830 TEU – во внутреннем сообщении (-5,5%) и 477 482 TEU – в международном (-11,4%). Показатели импорта снизились на 20%, экспорта – на 1%, транзита – на 17%. При этом объемы перевозок экспортных грузов по ТСМ в составе контейнерных поездов увеличились на 15%, а транзит в сообщении с Китаем (на фоне общего снижения транзитных перевозок в целом) вырос на 89%. Таким образом, определяющим направлением в освоении новой грузовой базы является маршрутизация контейнерных сервисов, а также перевозки из КНР в Европу и в обратном направлении.
Формирование единого транспортно-экономического пространства стран ЕАЭС создает благоприятные условия для реализации транзитного потенциала ОАО «РЖД» через переориентацию с морского на железнодорожный транспорт евро-азиатского грузопотока. Этот предполагаемый в перспективе значительный рост объемов российского экспорта и евро-азиатского транзита будет обеспечивать увеличение спроса на внешние грузовые железнодорожные перевозки по Транссибу.
– Как распределяется объем перевозок крупнотоннажных контейнеров железнодорожным транспортом в сообщении Россия – страны АТР?
– Доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в глобальном ВВП за 2007–2014 гг. выросла с 21 до 28%. Опережающий экономический рост АТР ожидается и в перспективе. По стоимостным параметрам регион занимает второе место после ЕС в мировой доле экспорта-импорта, обеспечивая 30–32% всего объема мировой торговли. Еще более значимым с точки зрения формирования глобальных грузопотоков является то, что Азиатский регион является крупнейшим и наиболее динамичным рынком сбыта сырьевых и топливно-энергетических товаров, а прогнозируемый быстрый рост импортного спроса стран Азии может удовлетворяться за счет расширения российских поставок сырья, энергоресурсов и промышленной продукции. Но это возможно при условии развития транспортно-логистической инфраструктуры, прежде всего железных дорог, трубопроводов и морских портов в восточных регионах РФ.
Объем перевозок крупнотоннажных контейнеров железнодорожным транспортом в сообщении Россия – Китай за 9 месяцев 2015 года составил 319 823 TEU, что соответствует показателю аналогичного периода 2014-го. Из них импортный контейнеропоток составил 147 074 TEU (-19%), экспортный – 106 770 TEU (+4%), транзитный – 65 979 TEU (+89%). Следующие по Транссибу внешнеторговые контейнеропотоки в сообщении с КНР главным образом ориентированы на центральную часть страны, в меньшей степени – на заводы юга Китая, а также порты для транзита в страны АТР. С учетом вектора государственного развития КНР, направленного на сбалансированное развитие экономики, в том числе западных регионов, ожидается увеличение объемов внешнеторговых контейнеропотоков, тяготеющих к Транссибу. Так, ключевое значение приобретает Чунцин, который имеет статус города центрального подчинения наряду с Пекином, Шанхаем и Тяньцзинем. Он связывает западные и восточные регионы страны и является ключевым элементом в развитии внутреннего Китая, а правительственные усилия по привлечению сюда промышленных компаний (как китайских, так и иностранных) привели к быстрому росту экономики региона и увеличению грузопотоков.
К сожалению, конкуренция со стороны океанских маршрутов и геополитические факторы явились причиной сокращения объемов перевозок грузов в сообщении Россия – Республика Корея. По итогам 9 месяцев 2015 года здесь перевезено 94 904 TEU, что на 36% меньше, чем за аналогичный период 2014-го, из них импорт составил 21 207TEU (-40%), транзит – 42 881 TEU (-39%), экспорт – 30 816 TEU (-31%). Объем перевозок крупнотоннажных контейнеров железнодорожным транспортом в сообщении Россия – Япония за 9 месяцев 2015 года составил 46 484 TEU, что на 16% меньше, чем за аналогичный период 2014-го, из них импорт – 7814 TEU (-36%), транзит – 1956 TEU (+24%), экспорт – 36 714 TEU (-12%).
– Какое влияние оказывает курсовая разница между рублем и основными валютами мира на формирование товарных потоков при контейнерных перевозках по территории РФ?
– Контейнерооборот напрямую связан с ВВП, причем те или иные колебания уровня последнего имеют двукратное отражение в объемах контейнерных перевозок. В этом году отмечается снижение ВВП, и если мы посмотрим на то, как изменился по сравнению с 2014-м контейнерооборот, то увидим, что процент падения вдвое превышает долю снижения ВВП. Разница валютных курсов оказывает влияние и на потребительский спрос. Если он уменьшается, то, соответственно, падают объемы потребления и закупок. Контейнерные перевозки прежде всего касаются товаров народного потребления, что приводит нас к выводу: курсовая разница валют в рассматриваемом вопросе играет весьма заметную роль. Но, с другой стороны, спад в объемах перевозок оказывает свое влияние и на качество транспортных услуг. Растет конкуренция – транспортные компании более активно борются за клиента, а значит, улучшают качество предоставляемого ими сервиса.