14.08.06

Привлечение транзита за счет "сквозного" комплексного сервиса

В первом полугодии 2006 года объем внешнеторговых перевозок между Россией и КНР, осуществляемых силами предприятий железнодорожного транспорта, увеличился на 7,8% (1,7 млн. тонн) и составил 23,7 млн.тонн. При этом доля российского экспорта составила 94,2%, удельный вес импорта 5,4%, транзита 0,4%. О дальнейших перспективах сотрудничества с Китаем рассказывает первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов.

- Вадим Николаевич, за счет привлечения дополнительных объемов каких видов грузов планируется расширять сотрудничество с КНР?

- В своих прогнозах на дальнейшее развитие перевозок в этом направлении мы опираемся на аналитические данные о весьма интенсивном развитии металлургического комплекса Китая, что в свою очередь требует увеличения закупок железорудного сырья. Потенциал для поставок рудного сырья в КНР имеется в Читинской области, кроме того, намечаются перевозки железной руды в эту страну с Березовского месторождения; эти места расположены довольно близко к границе КНР. Планируется увеличение экспортных перевозок лесных грузов из Приморского края и калийных удобрений с Уральского региона для обеспечения потребностей близлежащих приграничных районов Китая.

В то же время, в связи с растущими потребностями населения и сокращением производства продовольствия уже в ближайшем будущем КНР станет крупнейшим импортером зерна. Таким образом при благоприятных экономических и природных условиях в России возможен экспорт в Китай зерновых культур.

- Как Вы могли бы оценить перспективы привлечения транзитных грузов из Китая?

Китай является крупнейшим мировым генератором международных грузопотоков, основными пунктами назначения которых являются страны Европы и США. При этом Российские железные дороги в силу географического положения нашей страны и мощной транспортной инфраструктуры имеют большой потенциал в области обеспечения мирового товарооборота и развития транспортно-экономических связей между Европой и Азией. Транссибирская магистраль, являясь кратчайшим путем доставки китайской продукции на основные целевые потребительские рынки, способна предложить при этом уникальный по параметрам стоимости и скорости доставки транспортный продукт.

Как известно, стратегия ОАО "РЖД" нацелена на опережающее развитие транзитных перевозок, и мы всемерно заинтересованы в привлечении дополнительных грузопотоков на этом направлении. Мы активно сотрудничаем с китайской стороной в области внедрения современных транспортных технологий, что, в частности, включает опережающий рост контейнерных перевозок, повышение качества услуг и скорости доставки, предоставление клиентам "сквозного" комплексного сервиса.

Важным шагом в развитии партнерских взаимоотношений стало подписание между ОАО "РЖД" и МЖД КНР Договора о взаимном использовании крупнотоннажных контейнеров при перевозках экспортно-импортных грузов и Соглашения об электронном обмене данными при перевозках грузов в международном железнодорожном сообщении. В дальнейшем мы ожидаем расширения нашего сотрудничества по вопросам согласования подходов к тарифной политике, оптимизации перевозочного процесса, создания совместных предприятий крупных логистических операторов, реализации совместных инвестиционных проектов в сфере развития и модернизации железнодорожной инфраструктуры, а также создания логистических мощностей и сервисных центров. Полагаю, активная совместная работа позволит повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта в обеспечении транзитных перевозок и привлечь дополнительные объемы перевозок на российскую транспортную инфраструктуру.

Что касается конъюнктурной оценки перспективы увеличения транзитных грузопотоков, то влияние на объемы данных перевозок может оказать процесс контейнеризации российско-китайской торговли и связанная с этим организация перевозок контейнерными поездами. В настоящее время в контейнерах перевозится порядка одного млн. тонн экспортно-импортных грузов, преимущественно номенклатуры "прочие". По экспорту из России вывозится бумага, целлюлоза, химические и другие грузы, по импорту в основном товары народного потребления. Однако имеется довольно значительный потенциал увеличения перевозок грузов российско-китайской торговли в контейнерах, который оценивается в объеме 3,0 3,5 млн.тонн контейнеропригодных грузов.

Кроме того, есть перспектива привлечения транзитных грузов торговли Китая со странами Европы. В настоящее время, по оценке ВНИКИ, физический объем торговли между Китаем и странами Европы оценивается в 57 млн.тонн. Основная часть этого объема представлена нефтяными грузами и другими сырьевыми товарами, в связи с чем наиболее эффективным способом их доставки является морской транспорт. При этом из указанного объема торговли на страны, перевозки с которыми возможно осуществлять с использованием транспортной сети России, приходится не более 25% - порядка 14 15 млн.тонн. При этом контейнеропригодные грузы составляют 8-9 млн.тонн.

Насколько в настоящий момент степень развития приграничной с КНР инфраструктуры соответствует возрастающим объемам грузовых перевозок? Какие конкретно проекты по модернизации пограничных переходов были выполнены в прошлом году? Какие планы на текущий год? Какие долгосрочные программы реализуются на данных объектах, инвестиций в каком объеме они требуют?

В настоящее время перевозки внешнеторговых грузов в сообщении между Россией и Китаем осуществляются по трем ключевым направлениям: через пограничные переходы Гродеково, Забайкальск и Наушки.

В 2005 году объемы перевозок грузов в сообщении с Китаем по данным направлениям составили свыше 29-ти млн.тонн грузов. Учитывая нарастающие темпы роста железнодорожного грузооборота между двумя странами, который за последнее десятилетие вырос более чем в три раза, российскими железными дорогами проводится масштабная работа по соответствующему развитию приграничной транспортной инфраструктуры.

Для освоения растущих объемов в 2005 году на участке Карымская-Забайкальск введены в эксплуатацию объекты инфраструктуры на общую сумму 3 млрд. 137 млн.рублей, в том числе 55 км вторых путей, 17,2 км станционных путей. На станции Забайкальск выполнены работы по удлинению путей до полезной длины 1050 метров с устройством сигнализации и видеонаблюдения. Произведено оборудование пунктов погранично-таможенного контроля. На северном подходе к станции завершено строительство новых приемочного и сортировочного парков на восемь путей с полезной длиной 1050 метров. Выполненные работы по развитию и обустройству станции Забайкальск позволят обеспечить передачу в Китай до 25-ти млн. тонн грузов.

В перспективе для обеспечения дальнейшего роста объемов перевозок внешнеторговых грузов через пограничный переход Забайкальск Маньчжурия, к 2010 году планируется строительство второго главного пути на участке Забайкальск Госграница.

В рамках развития пограничного перехода Наушки Сухэ Батор на станции Наушки в 2005 году выполнены работы по удлинению приемо-отправочных путей до полезной длины 1050 м, реконструкции устройств СЦБ и связи, энергоснабжения, что позволило сократить время простоя экспортных поездов. Общая стоимость перечисленных работ составила 261 млн.рублей. В 2006 году на станции Наушки планируется завершить работы по строительству служебно-технического здания стоимостью 200 млн.рублей. Также проводятся мероприятия по увеличению перерабатывающей способности станций узла Гродеково. К настоящему времени выполнен капитальный ремонт 21 км пути на участке Гродеково Госграница, проведена укладка соединительного пути узкой колеи между станциями Гродеково 1 и Гродеково 2, а также удлинение приемо-отправочных путей на этих станциях. Парки оборудованы системами промышленного телевидения. Общая стоимость выполненных работ составила 82,8 млн.рублей.

Все эти проекты по развитию инфраструктуры реализуются ОАО "РЖД" в соответствии с Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и КНР, о котором я сказал выше.

И, конечно, говоря о развитии транспортной инфраструктуры Восточной России, нельзя обойти стороной принятое недавно решение Правительственной комиссии, которая одобрила проект строительства железной дороги к залежам полезных ископаемых в Читинской области. Представьте, в область будет вложено более 140 миллиардов рублей. Впервые за долгие годы будет реализован транспортный инвестиционный проект такого масштаба с участием государства. Проект в Читинской области полностью отвечает решению президентской задачи по развитию Восточной Сибири. Железнодорожная ветка протяженностью в 360 километров поможет бизнесу освоить труднодоступные залежи полезных ископаемых. Для их переработки предприниматели построят несколько горно-обогатительных комбинатов. В результате в регионе будет создано более 70-ти тысяч новых рабочих мест, на треть увеличатся ежегодные поступления в областной бюджет. И в этих расчетах отражается только прямой эффект от инвестиций. Но ведь ясно, что запуск такого проекта будет способствовать появлению новых бизнес-идей и новых источников бюджетных поступлений. Это настоящий прорыв.

- А существуют ли совместные российско-китайские инвестиционные проекты, нацеленные на развитие транспортной инфраструктуры?

Нет, в настоящее время ОАО "РЖД" не осуществляет проектов, предусматривающих совместное осуществление инвестиций с китайской стороной. В связи с увеличением объема экспортно-импортных операций между Россией и Китаем и для обеспечения возрастающих объемов перевозки нефти ОАО "РЖД" собственными силами развивает железнодорожные пограничные переходы и подходы к ним.

"РЖД-Партнер"; 14.08.06