19.05.14

Приморское звено транзита

На днях в рамках развития международного транзитного коридора «Приморье-2» через пограничный переход Махалино – Хуньчунь Дальневосточной железной дороги впервые отправлена партия крупнотоннажных контейнеров. Груз, прибывший из Китая на пограничную станцию Камышовая, направился морем в Южную Корею.

Сегодня через пограничный переход Махалино – Хуньчунь в направлении Китая экспортируется только один вид груза – уголь. Только за первые четыре месяца текущего года объем перевозок составил более 210 тыс. тонн. При этом набирает популярность паромное сообщение Сокчо (Республика Корея) – Ниигата (Япония) – Зарубино, в рамках которого также организуются транзитные контейнерные перевозки. В процессе проработки находится и передвижение транзита по логистической цепочке с северо-востока на юг КНР и в другие страны АТР.

– В настоящее же время большинство предприятий северо-востока КНР, не имеющих прямого выхода к Японскому морю, отправляют свою продукцию в порт Далянь по железной дороге или автотранспортом. Однако движение тормозит низкая пропускная способность внутренних линий. И, соответственно, до получателя груз идет долго, – отмечает директор филиала ОАО «ТрансКонтейнер» на Дальневосточной железной дороге Петр Силин. – А расстояние от станции Камышовая до порта Зарубино – всего 64 км. Это является большим преимуществом по скорости доставки грузов.

Транзитный пункт пропуска Махалино – Хуньчунь, по мнению первого заместителя начальника Дальневосточной железной дороги Алексея Гладилина, сегодня является одним из самых востребованных среди грузоотправителей. К концу года объем контейнерных перевозок может составить 3 тыс. TEU, а через два года – более 23 тыс. TEU. В настоящее время уже активно поступают заявки на организацию контейнерных перевозок строительных материалов, сельскохозяйственной продукции, продукции легкой промышленности, морских биоресурсов и других видов грузов в страны АТР и США.

Поэтому для привлечения перспективных грузопотоков на юге края, считают в администрации Приморья, целесообразно создать один или два крупных порта-хаба.

– Эта идея как раз ориентирована на обеспечение транзита. Сократилось бы число посредников в транспортной цепочке, выросла загрузка Транссиба, преференции резидентам зоны значительно укрепили бы их позиции на рынке, снизили себестоимость продукции и услуг, – пояснили в пресс-службе администрации края. – Ведь на транзите контейнерных грузов регион смог бы зарабатывать до 30–45 млрд долларов ежегодно.

Между тем для отлаженной работы транзитных контейнерных перевозок необходимо решить вопрос по оптимизации таможенных операций. Для этого требуется установка современной досмотровой системы контроля вагонов, которая позволит без разгрузки транспортного средства контролировать перемещаемый груз. Пока этот вопрос остается нерешенным на государственном уровне.

– Часто бывают случаи, когда груз долго стоит на российской границе в ожидании прохождения пограничного, таможенного, санитарного контроля. Это сводит на нет всю привлекательность транзита через территорию России как более короткого транспортного плеча, – считает заместитель начальника Дальневосточной железной дороги по Владивостокскому региону Сергей Рябов. – Чтобы изменить ситуацию, надо начать правильно относиться к транзитному грузу, жестко соблюдая требования к его обслуживанию, сформировавшиеся в мировой практике.

На фото: На погранпереход Махалино – Хуньчунь делается большая ставка по транзиту грузов.

Гудок