07.10.08

Приморских таможенников обвиняют в грубости

Рост количества жалоб на действия таможенников в пунктах пропуска через российско-китайскую границу имеет место, поэтому таможенники решили собрать в Уссурийске пресс-конференцию, чтобы прояснить ситуацию в борьбе с "помогаями", сообщает сегодня газета "Владивосток".

- Законодательство в этом отношении не поменялось, однако из Федеральной таможенной службы сегодня идут чёткие указания по усилению таможенного контроля, - рассказал начальник Уссурийской таможни Леонид Канин. – В наш адрес пришли документы, согласно которым мы должны более требовательно подходить к своим обязанностям, в том числе к контролю за "помогаями".

Через Уссурийскую таможню ежедневно в Приморье въезжают в среднем 1500-1800 человек, выезжают в КНР – 1000-1200 человек. За последние три месяца на складе временного хранения (СВХ) было размещено порядка 25 тонн товара, 50 тонн возвращено в КНР по заявлениям физлиц.

Через таможенный пост "Полтавка" (штат – 63 человека) ежедневно перемещается 68 пассажирских автобусов и около 80 грузовых транспортных средств. Оформляется 100 тонн грузов в день – в основном это меховые изделия, одежда, обувь, стройматериалы. Через так называемый зелёный коридор физлицо имеет право пройти без письменного декларирования товаров. "Красный коридор" подразумевает обязательное письменное декларирование. За 2008 год должностными лицами таможенного поста было оформлено около 244 тысяч человек на выезде из РФ и 184 тысячи - на въезде. При этом выявлено 38 административных правонарушений. При оформлении товаров физлиц было определено на временное хранение около 53 партий товаров общим весом 10,5 тонны. На сегодняшний день со склада временного хранения вывезено 129 партий весом одна тонна. На СВХ сейчас находится около 9,5 тонны товаров, не прошедших таможенное оформление.

Что конкретно подвигло ФТС на усиление мер в отношении туристов-помогаек – не ясно. Но факт остаётся фактом: всех въезжающих в Приморье из Китая "шмонают" чаще и добросовестней. Правда, на вопрос корр. "В", почему "под раздачу" попадают обычные туристы, чей товар также не пропускают через границу, Леонид Канин ответил, что таких фактов на Уссурийской таможне не зафиксировано.

- Чтобы поместить товар на склад временного хранения либо вернуть в Китай, необходимо заявление от самого туриста, - пояснил он. - Пока вы не напишете заявление, с товаром ничего такого нельзя сделать. Если это произошло, таможенный инспектор будет наказан.

О каком заявлении речь? О том, которое туриста просят написать, когда инспектор сомневается, что ввозимые вещи предназначены для личного пользования. И когда турист не может это объяснить или доказать, товар отправляется на СВХ, где может храниться до двух месяцев. За это время, предполагается, турист предоставит, к примеру, справку о составе семьи – четверо детей. Значит, партия детской обуви ему действительно нужна. Или документы о строительстве собственного дома, для чего необходимы стройматериалы. В этом случае таможенный орган примет решение отпустить товар без пошлины.

Если же физлицо за своим товаром через два месяца не явилось, его ждёт административное дело за нарушение сроков временного хранения. Суд принимает решение о штрафе или конфискации товара.

Без пошлины на территорию РФ по-прежнему разрешено ввозить товар, не превышающий 35 килограммов веса и стоимостью не более 65 тысяч рублей. 35 килограммов можно ввозить за один месяц. При этом товар не должен составлять предмет коммерческой деятельности. Предназначение товара согласно Таможенному кодексу определяет таможенный орган.

- Если у должностных лиц возникли сомнения хоть в каком-то из перечисленных критериев, они обязаны взять у туриста сначала устное, потом письменное пояснение, - отметил Леонид Канин. - По результатам письменных пояснений проводится таможенный досмотр с составлением соответствующего акта, один экземпляр которого вручается на руки физическому лицу. Всё это проводится для того, чтобы каким-то образом закрепить правоту таможенного органа. И если турист считает, что таможенник не прав, он всегда может это доказать, предоставив дополнительные документы. Другой вопрос, что, как правило, этих документов у туристов на руках на момент перемещения границы нет. И товар отправляется на склад временного хранения.

- Действительно, инструктаж, который проводят старшие групп, сводится к тому, что туристов информируют, какими словами надо отвечать на вопросы инспектора, чтобы ввести его в заблуждение и выдать перемещаемый товар в качестве своего личного, - согласился начальник таможенного поста "Турий Рог" Алексей Кузнецов. - И не предупреждают туристов об ответственности, которая может наступить при таких деяниях. Это и порождает те конфликтные ситуации, непонимание, жалобы, с которыми мы столкнулись. Многие строгость сотрудников таможенного поста возводят в грубость, а исполнение должностных обязанностей – в превышение должностных полномочий.

07 октября, PrimaMedia.