14.12.07

Приморье проигрывает Китаю в сфере логистических услуг

Во Владивостоке прошел Дальневосточный транспортно-логистический форум, на котором обсуждались проблемы развития и сбалансированной работы транспортных ворот региона. Организатором выступила компания "Бизнес Диалог".

Среди участников форума - представители региональных администраций, руководство ОАО "РЖД", представители Министерства транспорта РФ, руководители транспортных компаний, представители стран АТР, руководители таможенных органов. Также в числе 150 делегатов - гости из стран Балтии, Китая, Кореи и Японии.

Начальник департамента управления перевозками ОАО "РЖД" Алексей Миронов отметил, что к началу 2007 года в целях ускорения продвижения грузов к портам, создания благоприятных условий для качественного обслуживания всех грузовладельцев была проделана значительная работа по развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам и на предпортовых станциях. А программа развития железных дорог до 2030 года предполагает дополнительное строительство еще шести тысяч километров. Это должно помочь сделать регион более привлекательным для грузоотправителей, а Дальнему Востоку - укрепить позиции по перевозке грузов из Европы в Азию и наоборот.

Представители транспортных компаний в своих выступлениях говорили о том, что на железной дороге плохо организована выгрузка вагонов с экспортными грузами. Неблагоприятные погодные условия, неритмичный подвод флота, перегруженность складских площадей приводят к снижению темпов выгрузки и, как следствие, к накоплению вагонов на припортовых железных дорогах. За 10 месяцев 2007 года выгрузка вагонов с экспортными грузами в основных российских портах осуществлялась на уровне 70% от их перерабатывающих способностей. В результате потери при выгрузке составили более 500 тыс. вагонов. Ежесуточно на сети железных дорог оказывались "брошенными" в среднем 32 поезда.

Ситуация с неприемом грузов портами обусловлена, в первую очередь, нехваткой портовых складских площадей. Как показывает практика, в настоящее время склады являются конкурентным преимуществом портов в борьбе за клиента. Клиент практически бесплатно может хранить груз на складе, что для него, разумеется, весьма привлекательно.

Очевидным стало то, что для решения данной проблемы необходимо предпринять целый ряд действий, направленных на усовершенствование системы коммуникации между железной дорогой и портами.

Во-первых, надлежит создать развернутую сеть вертикально интегрированных логистических центров, способных осуществлять планирование погрузки экспортных грузов на дорогах отправления (с обязательным участием логистических центров в работе припортовых станций и портов). Это позволит в существенной степени повысить ритмичность подвода грузов к портам по тем заявкам и в те сроки, которые согласованы с портом.

Во-вторых, ОАО "РЖД" на возмездной основе может взять на себя эффективное управление вагонным парком собственников подвижного состава с целью минимизации взаимных издержек.

В-третьих, необходимо рассмотреть вопрос дифференциации тарифов по срокам доставки грузов. Речь идет не о времени пребывания в пути (хотя сокращение времени в пути, повышение скорости составов, увеличение производительности вагонов - все это отвечает стратегии развития ОАО "РЖД"), а именно о точности и своевременности доставки грузов.

В настоящее время перевозки грузов в контейнерах по Транссибирской магистрали стабильны. Но без комплексного подхода к организации перевозок можно эту стабильность утратить, учитывая высокую активность Китая. Генеральный директор ООО ТЭФ "Владивостоквнештранс" Татьяна Конко подчеркнула, что компании несут большие убытки от неритмичной работы портов, железной дороги, органов таможни. Если докеры и железнодорожники работают круглосуточно, то на таможне в выходные и праздничные дни оформить документы невозможно. Пока вопрос о простое транспортных средств по вине таможни не доходил до Арбитражного суда, но дело не за горами. Без решения этого вопроса о нормальной работе Транссиба в будущем говорить не приходится.

Генеральный директор Владивостокского морского торгового порта Вячеслав Перцев отметил, что будущее за контейнерными грузовыми потоками. Ежегодный рост составляет 20-30 процентов. И для развития необходимо произвести модернизацию причалов и установить дополнительные контейнерные перегружатели. Общий объем инвестиций составит 917,6 млн рублей. Руководство ВМТП понимает, что стабильная работа порта кроме прочего зависит и от рационального использования вагонов и железнодорожных путей на станции Владивосток. А потому вносят свои предложения. Например, предлагают создать совместный с ДВЖД, а также с ее Владивостокским отделением, логистический центр по распоряжению порожними вагонами.

Ежедневные новости; 14.12.07