18.12.08

Преимущество, которым необходимо воспользоваться

Приволжский федеральный округ находится на перекрёстке транспортных путей Европы и Азии – это серьёзное конкурентное преимущество, которым, однако, мешает воспользоваться неразвитость транспортной инфраструктуры.

Из-за неравномерности охвата регионов транспортными сетями на территории ПФО не сформирован сегмент комплексной логистики – 80% импортных грузов, предназначенных для регионов округа, перерабатывают Москва и Санкт-Петербург. Поэтому одним из стратегических приоритетов в развитии ПФО является создание здесь крупных транспортно-логистических комплексов и терминалов для обработки импортных грузов.

Большинство существующих складских помещений на территории ПФО – это старые здания или перепрофилированные производственные цеха предприятий. С учётом современных требований к складскому хозяйству эти объекты неэффективны в эксплуатации и не позволяют достичь максимальной оборачиваемости груза.

Для решения проблемы в настоящее время в Поволжье разрабатываются проекты строительства крупных интермодальных логистических центров в Свияжске, Нижнем Новгороде, Тольятти, Самаре, Сызрани, Кирове, Ульяновске и Перми. Каждый такой центр станет крупным технологическим комплексом по переработке, складированию, таможенной очистке грузов и контейнеров, оказывающим полный спектр дополнительных услуг.

Сбалансированная транспортная инфраструктура в ПФО позволит повысить конкурентоспособность товаропроизводителей и транспортных предприятий регионов округа, расширить налогооблагаемую базу бюджетов разных уровней, а также уровень региональной, межрегиональной и международной кооперации.

Кроме того, создание сети терминально-логистических центров в крупных транспортных узлах позволит сформировать единое технологическое и информационное пространство всех видов транспорта для комплексного удовлетворения требований клиентов.

Для обработки и распределения грузовых потоков, приходящих в адрес регионов округа – Пензенской, Ульяновской, Оренбургской областей, а также Башкирии и Мордовии, – считаю целесообразным создание транспортного консолидирующего центра (ТКЦ) в Самаре. Именно из Самары следует организовать распределение между регионами грузопотоков, приходящих в округ как по железной дороге, так и автотранспортом, и водным путём.

Кроме того, здесь могут формироваться и транзитные грузопотоки. Благодаря Волге, её притоку Оке и системе каналов округ связан водными магистралями со всеми морями, омывающими европейскую часть России, – Балтийским, Белым, Азовским, Чёрным и Каспийским. При этом важным логистическим преимуществом является значительно меньшее время на доставку азиатских грузов в Европу через Транссиб, чем при морской доставке через Индийский океан.

Залогом успешного развития транспортно-логистического рынка в округе должна стать консолидация всех видов транспорта, а для этого необходимо наладить координацию между операторами, внедрить новые технологии перевозки и обработки грузов, повысить уровень информатизации транспортных процессов.

Для этого в проект создания Самарского ТКЦ включён ввод в эксплуатацию системы специализированных объектов транспортной инфраструктуры: мультимодальных контейнерных терминалов в районе речных портов Тольятти и Сызрани, складов-терминалов в пригородной зоне Самары, логистического информационно-аналитического центра. Благодаря реализации проекта, общая стоимость которого 7 млрд руб., ежегодно на мощностях округа будет обрабатываться до 775 тыс. TEU (контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте).

Консолидирующий центр Самарского региона будет способен обслуживать все регионы Приволжского и части Уральского федеральных округов.

Площадь зоны локального транспортного обслуживания составит, по прогнозам экспертов, около 20% европейской части территории России, на которых проживает свыше 25 млн человек.

«Гудок», 18.12.2008