13.09.12

Поволжский логистический узел: станет ли Казань жемчужиной нового Шелкового пути?

КАЗАНЬ И НИЖНИЙ НОВГОРОД - ГЛАВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ ЗА ТРАНЗИТ ИЗ АЗИИ В ЕВРОПУ

Вчера стало известно, что первый павильон технополиса "Новая тура" в Зеленодольском районе полностью сдан в аренду предпринимателям. Это очередной шаг к решению давней проблемы Поволжья, где до сих пор нет крупных современных логистических центров. Их отсутствие приносит множество проблем оптовикам сегодня, а завтра может стать причиной того, что Татарстан останется на обочине новых транспортных коридоров. Газета «БИЗНЕС Online» приводит взгляды экспертов на перспективы регионального развития транспортной и логистической системы.

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Историки отмечают, что расцвет Волжской Булгарии 9-14 веков неразрывно связан с её уникальным географическим положением и умением правителей грамотно это положение конвертировать в конкретные прибыли. Именно в качестве торгового и транзитного центра Булгария стала богатейшей страной региона.

Сегодня для Татарстана сохраняются все преимущества Волжской Булгарии, и добавляются новые: через республику теперь проходит не только водный путь, но и две федеральные дороги, а также железнодорожная магистраль. В Свияжске начато строительство огромной перевалочной базы, активно идёт строительство международной трассы «Западная Европа — Западный Китай».

Уже в ноябре откроется первая очередь технополиса «Новая Тура», который вобрал в себя все стратегические преимущества удачного географического положения республики: непосредственная близость трасс М7 и М5, города Казани (всего 20 минут до центра), водные и железнодорожные пути, а также Свияжский мультимодальный логистический центр.

Строительство технополиса «Новая Тура», с одной стороны, - это элемент так необходимой сегодня логистической инфраструктуры, без которой невозможно функционирование торговли, а с другой - уникальные возможности для предпринимателей, ведь с его открытием может поменяться вся региональная схема оптовой торговли:

«Открытие «Новой Туры» - большой плюс для нашей сети. Мы уверены, что отныне нам не придется ездить за товаром в Москву. До сих пор до ближайшего оптового поставщика приходилось все-таки добираться в столицу. Несмотря на транспортные расходы, это в итоге был самый выгодный вариант. Уверен, что теперь такой необходимости не будет», - говорит Шамо Гусиев, владелец сети магазинов "Мир одежды и обуви" (Чувашия).

КАЗАНЬ — АЛЬТЕРНАТИВА МОСКВЕ

Сегодня перераспределение грузов в регионе строится по достаточно простой схеме: основные логистические центры – это Москва и Санкт-Петербург, где аккумулируются большая часть товаров. Оптовики из других регионов, в том числе и из Казани, вынуждены за товаром ездить в столицы. Такая ситуация продиктована в том числе и объективными факторами. Как рассказал «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров группы компаний «Глобал» Радик Гафуров, в регионе, например, нет ни одной контейнерной площадки:

«Поволжье у нас сильно отстаёт по контейнерным перевозкам, если взять Москву - Питер, там ещё более-менее, но эти контейнеры расформировываются и идут к нам сюда, потому что у нас не готовы контейнерные площадки, мы не готовы принимать, а контейнеры – это самый удобный способ доставки товаров. Хотя сдвинется, наверное, с мёртвой точки логистика. Если тем более у нас товарооборот будет международный, и постоянно увеличиваться, нам от этого никуда не деться».

Эльданиз Абасов, владелец сети магазинов "Ярмарка Москва" (Москва, Набережные Челны, Пермь), полагает, что дело уже сдвинулось с мёртвой точки:

«Понятно, что товар для челнинского магазина лучше будет закупать не в Москве, а под Зеленодольском. Мы и из Перми сюда доедем легко. «Новая Тура» означает конец монополии Москвы на низкие цены. Переехав в «Туру», многие оптовики получат выход на большой регион с высокой покупательской способностью. А что еще нужно для успешной торговли? Ну еще москвичи должны понимать, что трасса М7 после Нижнего Новгорода, и особенно после Владимира, становится малопроходимой. Выгоднее становится торговать в Казани. «Новая Тура» - пока лучшая площадка из тех, которые существуют».

Другая проблема - устаревшая инфраструктура: российская логистическая система во многом наследница советской. «Она развивалась в условиях командно-административной системы, это ситуация, когда необходимо огромное количество складов: соответственно со складами у нас проблем нет. Сейчас эти склады низких категорий», - рассказал «БИЗНЕС Online» Алексей Шинкевич, заведующий кафедрой логистики и управления Казанского национального исследовательского технологического университета. Однако складами всё и ограничивается, а имеющиеся необходимо модернизировать.

ВОЗРОЖДЕНИЕ «ШЕЛКОВОГО ПУТИ»

Эксперты отмечают, что логистическая проблема региона становится намного острее, если посмотреть на неё с позиций возможного транзита. В настоящее время активно реализуется проект транспортного коридора из Китая через Россию в Европу. И если такой коридор удастся создать, это может стать огромным стимулом для развития региона.

«У нас здесь речь идёт о международных транспортных коридорах, есть расчёты, наши татарстанские учёные обосновали, что дешевле будет пропускать транспортные потоки через нас, - сказал «БИЗНЕС Online» профессор Шинкевич. - Но проблема в том, что нужно достичь эффекта колеи. Для того чтобы появилась рентабельность, окупаемость и конкурентоспособность, нужен определённый минимум потока, он определяется не только состоянием дорог, но и пропускной способностью таможенных терминалов, наличием инфраструктуры».

«Новая Тура» как раз элемент столь необходимой инфраструктуры, с одной стороны, а с другой - уникальная возможность для ведения бизнеса, ведь технополис расположен непосредственно на нитке дороги «Западная Европа — Западный Китай». В Казахстане строительство этой магистрали стало своеобразным национальным проектом. Не отстаёт и Россия, в Татарстане уже построены несколько участков этой дороги, ведётся активная модернизация таможенных терминалов на западных и восточных границах таможенного союза, главная задача которой — минимизировать время прохождения пунктов пропуска.

КАЗАНЬ – ПОРТ ЧЕТЫРЁХ МОРЕЙ

Кроме автомобильного и железнодорожного транспорта, уже почти 20 лет, как практически не используется речной транспорт. Алексей Шинкевич напомнил, что это самый дешевый из возможных видов перевозок.

А в этом смысле из Казани открывается прямая дорога и в Азию – через Каспийское море, и в Европу через Азовское и Чёрное моря.

Радик Гафуров с сожалением говорит о загубленных речных перевозках: «Рядом законодательных инициатив загубили, как отрасль, речные перевозки, причём это не вина предпринимателей (невозможность модернизации). Это же долгие деньги, потому что там окупаемость минимум 30 лет, вкладываться по-крупному надо. Речные перевозки могли бы разгрузить транспортную систему, потому что железные дороги у нас явно не построят, река – это естественная дорога, в России мне кажется, это могли бы использовать». Единственный минус этого вида перевозок – это сезонность.

Строительство «Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра» должно вдохнуть новую жизнь в речные перевозки. Кроме того, этот центр должен в будущем стать крупным перевалочным пунктом экспортно-импортных грузов для всех регионов Поволжья, а также узловым речным портом для перевозки грузов по международным транспортным коридорам. Как рассказала «БИЗНЕС Online» заведующая кафедрой логистики Института экономики, управления и права Гузель Таишева, это значительно усилит экономический потенциал республики:

«Появление Свияжского мультимодального центра говорит о том, что мы оторвём большой кусочек от пирога, и кусочек этот станет нашим хлебом на долгие годы. Если поставить правильно работу, туда будет свозиться большое количество товара. И наличие рядышком крупного оптового и научного центра «Новая Тура», - я думаю, это будет очень хороший тандем в рамках развития именно логистической системы», - полагает доктор экономических наук Таишева, добавляя, что в Свияжске будет концентрироваться огромное количество товаров:

«Товары, которые будут выгружаться в Нижних Вязовых, нужно будет распределять по Приволжскому федеральному округу и России, а «Новая Тура» будет как раз такой распределительный центр. Их близость только улучшит положение «Новой туры», отметила Таишева.

НИЖНИЙ-НОВГОРОД – ГЛАВНЫЙ КОНКУРЕНТ КАЗАНИ

У блестящих перспектив Татарстана стать одним из глобальных логистических центров есть и угрозы. В соседнем Нижнем Новгороде, тоже понимают перспективность своего расположения, и, по мнению учёных, уже опережают нашу республику по многим направлениям, особенно после прихода туда в качестве губернатора бывшего вице-мэра Москвы Валерия Шанцева.

«С недавнего времени поток товаров останавливается не только в Москве, но доходит уже до Нижнего Новгорода, после того, как Шанцев туда ушёл. Потому что там склады есть, и получалась такая анклавность», - отмечает профессор Шинкевич. При этом учёный полагает, что появление соответствующих центров в Казани позволит достичь схожего эффекта.

СКЛАДЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ОБЪЕЗДНЫХ – ПРИЗНАК СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА

Кроме региональных и даже межстрановых проблем, есть и ряд локальных сложностей. Существующая сегодня в Казани система грузооборота далека от совершенства, полагают специалисты.

«Татарстан по сравнению с другими регионами впереди, но отстаёт и от Москвы, и от Санкт-Петербурга, где уже давно логистика вынесена за пределы городов, - говорит Гафуров. - Например, внутрь МКАДа доставка идёт только малотоннажными машинами. А у нас проблема с этим, потому что ряд предприятий в центре города расположены, и НЭФИС и Красный Восток, которые заметно затрудняют дорожную обстановку».

Алексей Шинкевич полагает, что очень много зависит от подъездных путей и инфраструктуры, однако польза от выноса за пределы города подобных центров, несомненно, есть: «Если будет развиваться такая современная градостроительная концепция, когда все производства за пределами города, если этого будут придерживаться, это будет освобождать загруженный город от этих автомобилей, и так далее. Но надо смотреть какой эффект масштаба, есть ли расчёты, какая необходима минимальная загрузка». При этом, считает он, строительство новых логистических центров за пределами города, определённо должно улучшить ситуацию:
«Новая Тура будет менять ситуацию однозначно, потому что это крупный проект, крупный игрок, и наверняка он принесет пользу», - отмечает Гафуров. Однако не всё так просто - со вступлением в ВТО Россию, скорее всего, ожидает значительное увеличение импорта. И насколько новый центр справится с растущими запросами бизнеса пока не ясно: «Наверняка к нам хлынет поток товаров. Насколько «Новой Туре» удастся удовлетворить всё возрастающие потребности – сказать трудно, так как, возможно, нужен не один, а несколько подобных проектов. Этот проект, безусловно, окажет положительное влияние».

Бизнес Online