Поставка по цепочке
На Северной развиваются комплексные логистические транспортные услуги
Год назад в Ярославле начало свою деятельность Обособленное подразделение филиала ОАО «РЖД Логистика». Об этом беседуем с Антоном Мотолянцем, замдиректора филиала ОАО «РЖД Логистика» по работе с СЖД.
ОАО «РЖД Логистика» – дочерняя компания ОАО «РЖД». Создано 19 ноября 2010 года в рамках развития логистического направления бизнеса холдинга «РЖД». Основная задача предприятия – формирование комплексной транспортно-логистической услуги путём интеграции всех услуг холдинга в единую цепочку. Усилия коллектива ОАО «РЖД Логистика» направлены на повышение привлекательности перевозок грузов по железной дороге и увеличение доходов от этого вида деятельности. ОАО «РЖД Логистика» выполняет организацию цепочек поставок, предоставляет терминально-складские и транспортно-экспедиционные услуги при перевозках грузов железнодорожным, автомобильным и морским транспортом, а также при мультимодальных перевозках.
– Антон Степанович, в чём особенность мультимодальных перевозок? Они являются основным видом деятельности вашей организации?
– Мультимодальные перевозки – это транспортировка грузов несколькими видами транспорта одним перевозчиком. В Европе этот бизнес существует уже 50 лет, у нас он только начинает развиваться.
Мультимодальные перевозки – только часть деятельности по предоставлению клиентам комплексной транспортной услуги. Как дочерняя структура ОАО «РЖД» мы имеем возможность использовать активы компании и всех дочерних структур холдинга, тем самым выступая системным интегратором в сфере грузовых перевозок.
Организация перевозок по железной дороге при незнании её реалий занимает много времени и сил. Поэтому предприятиям, которые используют сложные логистические цепочки, зачастую выгоднее обратиться в одну организацию и заключить один договор на доставку груза. Это может быть разовая перевозка либо транспортный аутсорсинг. В последнем случае наше предприятие берёт на себя ответственность за поставку сырья, материалов и вывоз готовой продукции, а предприятие-клиент, отказавшись от собственного транспортного блока, получает значительную выгоду, сокращая штат, расходы и уходя от непрофильной деятельности.
– Какими были первые шаги филиала ОАО «РЖД Логистика» в Ярославле?
– Весной 2012 года я был единственным сотрудником обособленного подразделения. Начал с поиска потенциальных клиентов – организаций, которым могли быть интересны наши услуги в автоматической системе ЭТРАН. Сегодня в Ярославле оперативный блок взаимодействия с грузовладельцами полигона Северной железной дороги.
– Какие заказы стали «производственным крещением»?
– Первой сложной отправкой для нас стала транспортировка трёх негабаритных самосвалов из Воркуты в Сосногорск. Клиенты обратились к нам потому, что на две обычные платформы машины не помещались, а заказывать три дорого. Для перевозки техники мы использовали 18-метровую фитинговую платформу, принадлежащую ОАО «ТрансКонтейнер», и обычную платформу ОАО «ПГК». Разработали оптимальную схему размещения и увязки самосвалов, согласовали её в четырёх железнодорожных подразделениях, оформили все документы и выполнили отправку. Если бы клиент делал это всё сам, ему бы пришлось заключать пять договоров. А весь процесс подготовки отправки мог бы растянуться до четырёх месяцев.
Наша первая мультимодальная перевозка – отправка в Сочи на олимпийскую стройку башенного крана. Разобранный, но достаточно длинный (12-метровый) кран погрузили на автомобиль и привезли на станцию Череповец. Согласно разработанной схеме погрузки, части крана увязали на пяти полувагонах и отправили. Клиент остался доволен и через некоторое время заключил договор на перевозку второго крана в Иваново.
Запомнилась работа с московской компанией, которая выиграла тендер на поставку дизельной электростанции в рамках госконтракта для нужд здравоохранения Республики Коми. Москвичи обратились к нам, когда выяснили, что доставить груз покупателю тралом не получится, так как от Сыктывкара до Воркуты нет автомобильных дорог.
ОАО «РЖД Логистика» обеспечила заказчику полный комплекс услуг. Мы подобрали необходимый вагон, разработали схему увязки, погрузили, закрепили, оформили железнодорожные документы, завели форму ГУ-12 в автоматической системе, выступили грузоотправителем и грузополучателем, а в Воркуте автомобилем доставили электростанции до конечного получателя – в больницу.
– С кем взаимодействуете сейчас?
– За год мы заключили более 100 договоров, из которых семь – долгосрочные с крупными предприятиями. В числе постоянных клиентов – ОАО «Костромской силикатный завод», ООО «Судиславльский завод сварочных материалов», производящее электроды, а также отгружающий продукцию по всей России и в страны СНГ ООО «Торговый дом «Синтез».
В конце 2012 года началось наше сотрудничество с ярославской компанией ООО «ЭКО-С», которая производит и поставляет оборудование для очистных сооружений шахт ОАО «ОУК «Южкузбассуголь». В середине июня мы отправили в Кемеровскую область части очистной установки. Громоздкую негабаритную конструкцию из Ярославля до Ростова-Ярославского доставили на низкорамном трале. Совместно с Северной дирекцией по управлению терминально-складским комплексом части очистной установки перегрузили на платформу, увязали и закрепили.
Большинство клиентов заказывают спотовые (периодические непрогнозируемые) перевозки. Одна из таких – доставка сложного промышленного оборудования со станции Текстильный в Ивановской области до станции Суйфеньхе в Китае. ОАО «РЖД Логистика» выполнила весь спектр услуг по отправке высокотехнологичных агрегатов, а также обеспечила беспрепятственный проход вагонов на всём пути следования путём онлайн-экспедирования.
– Какие планы развития бизнеса на Северной железной дороге?
– Наше обособленное подразделение всегда готово к расширению деятельности. Однако в этом вопросе мы зависим от грузоотправителей. В нынешнем году, характеризующемся затишьем в экономике, грузоотправители и грузополучатели находятся в некотором ожидании и не проявляют активности.
Тем не менее, мы не стоим на месте. В частности, работаем над внедрением мультимодальных перевозок с использованием трёх видов транспорта. Речь идёт о проекте отправки груза в Израиль. С Переславля на платформах его предстоит транспортировать в Череповец, там перетарить в контейнеры и отправить в Санкт-Петербург. До конечного потребителя груз дойдёт по морю.
Заключён договор с вновь создающимся предприятием в Ярославской области по разработке песчаного карьера на предоставление полного транспортного аутсорсинга. Это первый такой пример. Заказчик не создаёт свой транспортный блок, мы оказываем ему комплексную транспортную услугу. В настоящее время предприятие формирует портфель заказов. Скоро начнутся первые отгрузки продукции.
– Как строятся ваши отношения с Северной железной дорогой?
– СЖД – основной партнёр ОАО «РЖД Логистика», который оказывает нам полную поддержку и содействие. Заключены и действуют договоры со всеми связанными с нашей деятельностью подразделениями, в том числе Северной дирекцией по управлению терминально-складским комплексом и Северным территориальным центром фирменного транспортного обслуживания.
– Что является основным препятствием для развития бизнеса?
– Психологическая неготовность предпринимателей к аутсорсингу и договорным отношениям. Зачастую люди бояться отдавать транспортную составляющую в «чужие руки», опасаются некачественных услуг или неподконтрольности.
Чтобы сотрудничество участников транспортного рынка было взаимовыгодным, они должны предоставлять полный доступ ко всей необходимой информации.
– Ощущается ли конкуренция?
– В Ярославле существует несколько компаний, занимающихся организацией доставки, погрузки и экспедирования грузов.
На Октябрьской и Московской железной дорогах, где транспортные потоки больше и есть привязки к портам, конкуренция в разы выше.
– Каким видите будущее ОАО «РЖД Логистика»?
– Перспективы были обозначены 20 июня на Петербургском международном экономическом форуме, где было подписано соглашение между национальными железнодорожными компаниями России, Казахстана и Белоруссии о создании Объединённой транспортно-логистической компании. В уставной капитал последней планируется внести акции или доли участия ОАО «ТрансКонтейнер», АО «Кедентранссервис», АО «Казтранссервис» и ОАО «РЖД Логистика».
Гудок