Порты Ленобласти грузят особым режимом
Усть-Лугу и Приморск обещают поддержать налоговыми послаблениями.
В порту Усть-Луга планируется создать территорию опережающего развития (ТОР), а в Приморске — особую экономическую зону (ОЭЗ). По словам губернатора Ленобласти Александра Дрозденко, статус ТОР Усть-Луга может получить уже в этом году, а с ОЭЗ для Приморска определенности меньше. Эксперты отмечают, что введение режимов особого налогообложения предоставляет привилегии только для строящихся объектов, а не действующих терминалов. Аналитики считают, что регион таким образом хочет привлечь инвесторов, заявивших мегапроекты в газовой отрасли.
О планах наделить территории региональных портов особым статусом Александр Дрозденко сообщил вчера на Балтийском региональном инвестиционном форуме. «Мы совместно с Министерством экономического развития прорабатываем вопрос создания ОЭЗ в порту Приморск, а ТОР в порту Усть-Луга»,— сказал он.
Как пояснил “Ъ” господин Дрозденко, в наделении промзоны Усть-Луги статусом ТОР власти региона вместе с федеральным центром «продвинулись достаточно далеко». Чиновник предполагает, что до конца этого года будет принято окончательное решение. «Этого ждут как крупнейшие инвесторы, такие как "Русгаздобыча", НОВАТЭК со своими большими проектами, так и новые компании, которые уже заявили, что готовы прийти под этот статус»,— пояснил Александр Дрозденко.
Предоставление статуса ОЭЗ Приморска находится на начальной стадии переговоров, поэтому о конкретных сроках говорить пока рано, продолжает политик. «Но тема очень интересная и перспективная. Тем более если мы завяжем на Приморский УПК доставку Северным морским путем из Юго-Восточной Азии, то это будет совершенно другая логистика и цифры по транспортным расходам. И тогда, конечно, этот статус будет играть особую роль»,— пояснил он.
В Ленобласти пока нет ни одной ОЭЗ, объясняет “Ъ” и. о. первого заместителя председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности региона Егор Мищеряков. Ее резиденты в течение пяти лет могут рассчитывать на пятипроцентную ставку по налогу прибыль вместо положенных 20%, а с шестого по десятый год она будет на уровне 10%. Также для ОЭЗ действуют послабления и по налогу на имущество: в первые пять лет ставка обнуляется, а в последующие пять составит 1,1% при базовой 2,2%. От земельного налога компании освобождаются на десять лет. Аналогичные льготы могут распространиться и на ТОР в Усть-Луге. «В Ленобласти они пока работают только для моногородов и распространяются на ТОСЭР в Пикалево. Статус территории опережающего развития выгодно отличается от ТОСЭР и ОЭЗ совмещением ключевых преференций: свободной таможенной зоной и льготами по соцотчислениям»,— пояснил господин Мищеряков.
В комитете финансов Ленобласти не смогли оперативно назвать “Ъ” сумму бюджетных потерь из-за сокращения налоговых поступлений. По словам источника “Ъ” в федеральном правительстве, Минэкономразвития детально обсуждает инициативу введения исключительно одного ТОР.
Порт Усть-Луга — крупнейший по грузообороту на Северо-Западе. За январь — август 2020 года в порту перевалено 69,1 млн тонн грузов, что соответствует аналогичному периоду прошлого года, из них 38,2 млн тонн — наливные грузы, 29,1 млн тонн — навалочные. В 2019 год грузооборот порта вырос на 5%, до 103,8 млн тонн.
Сейчас в Усть-Луге строится терминал «Ультрамар» по перевалке удобрений и железорудного сырья общей мощностью около 12 млн тонн в год с возможностью дальнейшего расширения до 25 млн тонн. «Еврохим» рассчитывает в 2022 году ввести в Усть-Луге терминал на 6 млн тонн. И еще один крупный терминальный комплекс Lugaport для перевалки 24,3 млн тонн навалочных, генеральных, зерновых и пищевых грузов там строит «Новотранс».
На прошлой неделе президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил вложить средства, которые останутся от российского госкредита на строительство Белорусской АЭС, в портовый проект в Ленобласти в рамках отказа от использования прибалтийских портов. Правительство региона рассматривает для этих целей Усть-Лугу.
Присвоение статуса позволит компании направить дополнительные средства на приобретение оборудования, что поможет увеличить экспорт за счет предоставления клиентам преференций, а грузоотправителям снизит затраты на логистику, говорит президент группы компаний «Новотранс» Константин Гончаров. В «Новотрансе» добавили, что дочерняя компания группы — Кузбасское вагоноремонтное предприятие — уже работает в условиях ТОР и получила льготы по уплате региональных и федеральных налогов и сборов. В «Ультрамаре» и «Еврохиме» инициативу не прокомментировали.
Крупнейший анонсированный проект в Приморске — строительство универсально-перегрузочного комплекса, инвесторами которого выступают Илья Трабер, Рамис Дебердеев, Владимир Даниленко, Артем Бегун и Сергей Пупко, а также генеральный директор ООО «Приморский УПК» Андрей Сизов. Терминал сможет переваливать до 70 млн тонн груза, из них 20 млн тонн угля, 3 млн TEU контейнеров, 5 млн тонн минеральных удобрений, 5 млн тонн сельскохозяйственной техники и 1,2 млн тонн генеральных грузов. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2022 год. Инвестиции оцениваются в 170 млрд рублей. В компании выгоду от создания ОЭЗ на территории строительства терминала не прокомментировали.
Надежда Малышева из Portnews считает, что введение льготных режимов выгодно и эффективно только для новых проектов. «У функционирующего порта есть действующие договоры. Примеры других портов, например Владивостока, показали что в свободную зону вошли только построенные после введения режима мощности. На территории одного порта могут быть и терминалы, которые не попадают под режим особого налогообложения, и те, что попадают»,— поясняет она.
Генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров подчеркивает, что заявленные мегапроекты по переработке газа заставляют субъекты конкурировать за инвесторов, поэтому, обсуждая режимы ТОР и ОЭЗ, правительство Ленобласти стремится привлечь компании в свой регион. Эксперт не исключает, что потенциальное введение льгот связано с возможными рисками по объему грузопотока на Балтике, в частности угля.