Порто-франко на 70 лет
Проект закона о свободном порте "Владивосток" будет внесен в правительство страны до конца апреля
Подготовленный минвостокразвития РФ законопроект о наделении порта "Владивосток" статусом порто-франко отправлен для оценки в федеральные органы власти. Кроме того, он представлен на публичное обсуждение. До 18 марта представители министерств, ведомств, бизнеса, науки могут внести свои замечания для его доработки, а до 30 апреля проект будет внесен в правительство.
- Свободный порт - разновидность особых экономических зон. Мы предлагаем такой режим для семи муниципальных образований Приморья: Артема, Владивостока, Надеждинского, Шкотовского, Партизанского, Пограничного и Хасанского районов. Четыре из них входят во Владивостокскую агломерацию, три участвуют в формировании международных транспортных коридоров (МТК). Законопроект не ограничивает возможности прирастать другими территориями в будущем, так как предлагаемый срок действия режима порто-франко -70 лет, - сообщил советник министра по развитию Дальнего Востока Павел Волков.
В новой структуре предполагаются четыре подзоны: портовая (сюда, кроме ряда портов, войдут аэропорт и железнодорожные составляющие МТК), производственная, научно-внедренческая и туристическо-рекреационная. По мнению идеологов законопроекта, это позволит создать многоступенчатую систему формирования свободной портовой зоны "Владивосток".
При этом некоторую осторожность в оценках высказывают железнодорожники.
- Для привлечения инвесторов в этот проект нужно показать перспективную грузовую базу по экспорту, импорту, транзиту, - объясняет член экспертного совета Заксобрания Приморского края Валерий Тарабаров. - Требуется просчитать их будущие объемы и понять - увязаны ли они с транспортно-логистическими возможностями Приморья. Какая доля грузов пойдет на железную дорогу, а какая - на автомобильные? У РЖД есть планы по развитию Транссиба и БАМа, но это дальние подходы к нашей территории. А что с Хасанской и Посьетской ветками, с железнодорожными путями к порту Зарубино? Чтобы расшить там узкие места, надо вложить много средств.
Резидентам в зоне свободного порта предоставят услуги управляющей компании, льготы по арендной плате, ускоренные амортизацию основных фондов и возмещение НДС.
- Но главная "фишка" - в едином налоге свободного порта "Владивосток" (на доходы за вычетом расходов) по ставке десять процентов. Наши эксперты от бизнеса сказали, что это перевешивает все остальные меры господдержки, - отметил Павел Волков.
Предусмотрен также безвизовый въезд иностранных граждан на 72 часа через аэропорт и открытые для международного сообщения морские порты (при этом выехать можно будет через любой пункт пропуска в РФ). Эта новелла снимет все ограничения для иностранных перевозчиков в аэропорту Владивостока (они смогут взять там грузы и пассажиров и доставить в другую страну).
На территориях для хранения и переработки иностранных товаров и товаров Таможенного союза предусмотрено применение процедур свободной таможенной зоны.
Мнения
PRO
Геннадий Лазарев, ректор ВГУЭС, депутат Законодательного собрания Приморского края:
- Мы должны использовать этот шанс. Возможно, это пионерный проект для развития всей экономики РФ. В законе надо уделить существенное внимание управлению и реализации этого проекта, ведь все упирается именно в реализацию. Я думаю, есть резон провести перед принятием закона более широкое обсуждение. Важно спросить мнение не только региональных инвесторов, но и российских, узнать позицию зарубежного экспертного сообщества и реального бизнеса.
Александр Абрамов, директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в АТР:
- Важно оценить финансово-экономический эффект от будущего закона на региональном и федеральном уровнях. У Приморья в структуру валового регионального продукта входят 15 базовых секторов, а у ДФО в целом - 11. Часть из них (сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства) создают грузовую базу.
Мы подсчитали, каков получится вклад в экономику Приморья, если режим свободного порта будет основан на транспортной составляющей. Даже если построить порт с мощностью перевалки 100 миллионов тонн грузов в год, прирост ВРП окажется на уровне пяти процентов. На фоне России - это ничтожно мало, и прорывом это не назовешь. А вот если в модель добавить производство и оптовую торговлю, мультипликативный эффект от снижения таможенных издержек будет в значительной степени проявляться за пределами Приморья, в других субъектах ДФО. И есть возможность увеличить вклад в валовый региональный продукт всего округа до 34 процентов.
Что надо сделать? Стремиться попасть на неограниченные рынки, которые вокруг нас. Представляется, было бы здорово организовать систему опорных зон развития ДФО с выходом транспортной сети, ориентированной на экспорт, через свободный порт "Владивосток". Это обеспечит грузовую базу и ускорит развитие других регионов округа.
Важно охватить особым режимом акваторию, шельф и территории, примыкающие к государственной границе. Необходимо также прописать взаимодействие свободного порта с ОЭЗ и ТОСЭР, учесть возрождающиеся перевозки по Севморпути.
CONTRA
Тагир Хузиятов, профессор кафедры мировой экономики ДВФУ:
- Территориальный охват в предложенном проекте шире, чем Владивосток, и надо хорошо обосновать это в пояснительной записке. Такая конфигурация свободной зоны позволит вдохнуть жизнь в международные транспортные коридоры, существующие больше на бумаге. Но, на мой взгляд, принципиально неправильно делить ее, хоть и условно, на подзоны. Нужна ли такая жесткая регламентация? Жизнь, бизнес и рынок сами покажут, что здесь будет востребовано. Пытаясь заранее навязать бизнесу направления, мы рискуем впасть в ошибку.
И не нужно усложнять отбор резидентов, чтобы не создать условия для неравноправной конкуренции. По факту все работающие на территории свободного порта уже резиденты.
72 часа безвизового режима - это несерьезно. У нас нет ежедневных рейсов во все важные города мира, разве что в Сеул можно улететь. А если рейс раз в неделю? Думаю, минимумом должна быть неделя, и не только аэропорт и морской порт надо рассматривать как окно въезда, но и любой погранпереход.
Непонятно также, как будут соотноситься между собой резиденты ТОСЭР и свободного порта. Почему бизнес не может работать и там, и там?
Петр Бакланов, директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН, академик:
- Проект сложный, у него есть как плюсы, так и минусы. Безусловно, предлагаемый режим свободного порта будет стимулировать рост грузопотока через Владивосток. Мы пытаемся и другие порты юга Приморья "впихнуть" в эту оболочку, но те, которые туда не войдут, потеряют в грузообороте. А как введение преференций отразится на портах Хабаровского края? Ведь в Советской Гавани и Ванине пытаются создать ОЭЗ, и для них это будет серьезная конкуренция. Думаю, стоит подумать о разделении труда, обозначить специализацию портов.
Хочу обратить внимание и на тему управляющей компании. Появляются вопросы о разграничении земель и другой собственности между муниципалитетами и управляющей компанией, в чьем ведении будут находиться территории, вошедшие в зону свободного порта. В чем-то муниципалитеты могут потерять. Надо внимательно посчитать выпадающие налоги и доходы, чтобы понимать, какие на первых порах возможны потери бюджета.