Порт Усть-Луга поставили к стенке
Остановлен главный портовый сервис Усть-Луги - бункеровка танкеров. Перед G20 престиж структуры Большого порта Петербурга под угрозой: поставки топлива сорваны, в зоне риска репутация знатных инвесторов — Якунина, Тимченко. Причина в недавнем указании ФТС России, запрещающем перевалку нефтепродуктов на рейде. В борьбе за единообразие ведомство не учло, что терминалы Усть-Луги не могут заправлять транспорт у причальных стенок. Раздражен даже Сечин. 31 августа ситуацию довели до президента. Однако одному трейдеру все же повезло.
Уже неделю в крупных портах России поставщики судового топлива борются с недавним указанием Федеральной таможенной службы. Болезненней всего это распоряжение сказалось на привлекательности порта Усть-Луга и бизнесе бункеровочных компаний Петербурга. С 23 августа этого года зарубежным грузовым судам, заходящим в эту точку назначения, запрещена дозаправка топливом.
Энергетическое однообразие
Все началось 22 августа этого года, когда руководитель структурного подразделения Федеральной таможенной службы РФ - Центральной энергетической таможни Павел Стрельников разослал своим подчиненным телетайпограмму. «В целях обеспечения единообразного применения таможенного законодательства РФ … при проведении таможенного контроля совершать таможенные операции в отношении товаров, декларируемых в товарных позициях 27 группы внешнеэкономической деятельности (27 группа — нефтепродукты. — Прим. ред.), в качестве припасов, у причальных стенок...» - указано в документе. Из чего следует запрет бункеровки судов на рейде.
Таким образом, с 23 августа дозаправка крупных грузовых судов, заходящих в порты Мурманска, Петербурга, Новороссийска, Владивостока, может вестись только от причалов.
Фамильная репутация
Навряд ли таможенная служба издала этот приказ, зная о ситуации в важнейшей составляющей Большого порта Петербурга - порту Усть-Луга. Здесь расположены мощные нефтеналивные терминалы крупнейших российских компаний - ОАО «Роснефтебункер», ООО «Новатек — Усть-Луга» и ООО «Сибур — Портэнерго», однако у них технологическое оборудование для бункеровочных операций предусмотрено лишь в проектной документации. В связи с этим исторически заправка судов до 23 августа 2013 года осуществлялась на рейдовой стоянке (специально выделенной части акватории).
В результате распоряжения Стрельникова бункеровка судов в порту Усть-Луга прекратилась вовсе.
Это повлияло не только на возможные аварийные остановки танкеров в открытом море, подавляющее число которых ходит под иностранными флагами, и срыв сделок по контрактам, но и на репутацию самого порта Усть-Луга. А за репутацией, как известно, стоят важные фамилии: глава РЖД Владимир Якунин, совладелец компаний «Сибур», «Новатэк», Gunvor Геннадий Тимченко и десяток аналогичных по финансовому и политическому весу персон. Также 20,99 процента ОАО «Компания «Усть-Луга» принадлежит правительству Ленинградской области.
Кроме того, в мире бункеровочного бизнеса среди участников рынка работают не только такие петербургские предприятия, как Балтийская бункерная компания, «Невский мазут», Балтийская топливная компания, но и трейдеры, аффилированные к глобальным корпорациям - «РН-Бункер», «Газпромнефть Марин Бункер», «Лукойл-бункер». По оценкам экспертов, с которыми удалось поговорить «Фонтанке», в общей сложности это примерно пять тысяч рабочих мест, а общая капитализация рынка составляет десятки миллиардов долларов.
Таможенное разъяснение
Также перед G20 появляются еще и имиджевые раздражения. После 23 августа несколько иностранных судов уже были вынуждены покинуть порт без дозаправки. В том числе это коснулось мощнейшего по тоннажу норвежского судна Erviken, которое 31 августа убыло в Прибалтику (только эта компания заплатит всевозможные портовые сборы на сумму примерно в 150 тысяч долларов вместо того, чтобы перечислить их Росморпорту).
Как стало известно нашему изданию, на данный момент, равно как и на протяжении прошедшей недели, бункеровочные компании пытались добиться от Федеральной таможенной службы дополнительных разъяснений, указывая на технологическую невозможность заправки непосредственно в порту Усть-Луга. В деловой переписке компаниям ничего не отвечено вовсе, а в бункеровке отказано.
О непонимании между бизнесом и таможней поставлен в известность не только капитан морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» Петр Паринов, на имя которого Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков направила обращение, но и заместитель министра транспорта Виктор Олерский, который, по нашим данным, также пытался добиться ответа от руководителя ФТС Андрея Бельянинова.
Инициированная стенограмма
Все же ключевой фигурой в этом противостоянии стал президент «Роснефти» Игорь Сечин, который к тому же раздражен тем, что его дочерняя компания «РН - Бункер» также в списке тех, кто за бортом прибыли.
Скорее, именно он инициировал обращение члена президиума общероссийской общественной организации «ОПОРА России» Виталия Гуменюка к Владимиру Путину в ходе совещания по проблемам Приморского края, состоявшегося во Владивостоке 31 августа.
После чего публично вице-премьер Игорь Сечин (стенограмма выложена на сайт президента России) высказал мнение, что подобные действия Центральной энергетической таможни являются превышением служебных полномочий. Наш собеседник в руководстве Большого порта Санкт-Петербург поделился аналогичным суждением, но уже ссылаясь на соответствующие нормы Таможенного кодекса. С его слов, «указаний на наличие у таможенных органов полномочий по установлению в пределах таможенной зоны конкретных мест для проведения осмотра, права на определение способа осуществления технологических операций, а тем более, указаний совершать это у причала или нет, закон не содержит».
Позицию таможенного ведомства вынужден был разъяснить на совещании при Владимире Путине заместитель главы ФТС Руслан Данилов. Если в документе от 22 августа указывалась мотивировка — единообразие, то Данилов объяснил это решение тем, что отдельные судовладельцы лукавят. И пояснил, что некоторые имитируют погрузку/разгрузку для того, чтобы наполнить баки беспошлинным топливом, после чего перепродать его в других иностранных портах.
По мнению бизнесменов, эта версия не выдерживает критики.
- Во-первых, при погрузке/разгрузке необходимо платить портовые сборы, а это в среднем более ста тысяч долларов, во-вторых, у всех танкеров прописан рейс и останавливаться в незапланированном порту возможно только при форс-мажоре, - прокомментировал нам один из генеральных директоров петербургской бункеровочной компании, пожелавший «до разрешения конфликта остаться анонимным».
Конкурентный рейд
Несмотря на то, что бункеровочный бизнес под боем, есть компания, которой все же повезло. ЗАО «Транснефть-Сервис», работающее в Новороссийском и Приморском торговых портах, способно заправлять суда от причалов. Так что случайно, благодаря инициативе ФТС, это предприятие лишилось конкурентов на рейде. Если указание ФТС устоит, то большая часть судов из Усть-Луги начнет заправляться в Приморске. Что касается выгоды, то цена с причала в Приморске превышает усть-лужскую в среднем на 100 долларов за тонну (как правило, объем заправки судна составляет 1000 тонн).
Как прокомментировал один из наших собеседников, «в одну сторону таможня ошиблась верно».
Сам Владимир Путин, как известно, поручил ответственным лицам разобраться в ситуации таким образом, «чтобы никто ничего не нарушал, но чтобы не было и ограничения для предпринимательской деятельности».
"Фонтанка.ру"