12.03.09

Порт разгрузился

Грузооборот морского порта Санкт-Петербурга продолжает снижаться. По оценкам экспертов, в январе—феврале объем перевозок упал примерно на 30% по отношению к тому же периоду прошлого года. При этом по импортным грузам падение составило 35%, а оборот по экспортным за счет угля и металлов даже несколько подрос. Однако у кризиса нашлись и положительные стороны: скорость обработки грузов в порту Петербурга увеличилась в несколько раз, а цены на морские перевозки снизились на треть, что не могло не порадовать грузовладельцев.

По оценкам экспертов, в целом по Большому порту объем грузооборота за первые два месяца упал на 30%. По данным Дмитрия Васильева, возглавляющего компанию ARIVIST Logistics Overseas GmbH (Гамбург), почти у всех стивидоров падение составило порядка 30%. По разным грузам динамика отличалась, говорит он. Так, оборот по генеральным грузам упал на 23%, по минеральным удобрениям — на 58%, по контейнерам — на 35%. При этом на 42% выросли рефгрузы, увеличился оборот черных и цветных металлов. По терминалам ситуация разнится: «Нева Металл» увеличила свой поток в 11 раз, так как раньше вообще не перегружала контейнеры, а Петролеспорт потерял порядка 55%. Контейнерооборот Первого контейнерного терминала (ПКТ) за два месяца 2009 года снизился на 24,7%, при этом в январе терминал обработал на 21% меньше грузов по сравнению с январем прошлого года, а в феврале — на 27,3%. «Сильнее всего упал импорт, тогда как экспорт даже немного вырос. Мы надеемся, что ниже этого уровня грузоперевозки уже не упадут», — говорит коммерческий директор ПКТ Андрей Богданов, отмечая, что с начала марта ситуация с рефконтейнерами постепенно стабилизируется, объем грузов с фруктами и овощами начинает расти.

Снижение оборота отразилось и на интенсивности работы Балтийской таможни. Как сообщили в пресс-службе СЗТУ, если в периоды пиковой нагрузки в прошлом году принималось до 1400 деклараций в день, то с конца декабря и в начале 2009 года их количество сократилось до 500—600.

Однако кризис принес и ряд положительных моментов. Для грузовладельцев одним из них стало сокращение стоимости морских перевозок. По словам директора холдинговой компании «Гринвэй» (таможенный брокер) Андрея Савельева, их стоимость сократилась примерно на треть, а по отдельным направлениям и в два раза. «По океанским перевозкам тарифы упали практически до себестоимости, снизившись в два раза», — отмечает г-н Васильев.

Кризис также способствовал сокращению срока обработки контейнеров. «Если раньше контейнер находился в порту Санкт-Петербурга восемь-десять дней, то сейчас не более двух дней», — говорит г-н Савельев. По его словам, частично к этому привело и повышение операторами расценок на хранение грузов с целью стимулировать их быстрый вывоз. По словам экспертов, сокращение сроков пребывания груза в порту связано как с кризисом, который привел к общему снижению грузооборота, так и с тем, что клиенты стали внимательней относиться к оформлению документов, не желая переплачивать за хранение товара.

С другой стороны, ряд компаний, которые потеряли возможность получать банковские кредиты, напротив, не имеют возможности заплатить и забрать грузы, отмечает г-н Богданов из ПКТ. Что касается изменения тарифов, то, по его словам, в прошлом году ПКТ внес коррективы в части экспортных грузопотоков в сторону увеличения свободного периода хранения, и это в том числе отразилось на росте экспорта. Сейчас загруженность ПКТ, по словам г-на Богданова, составляет приблизительно 70% от пиковых для 2008 года показателей. «Раньше терминалы были загружены на все 110%, а сейчас нагрузка снизилась приблизительно на 40% и эффективность всех операций повысилась», — отмечает Дмитрий Васильев. Роста товарооборота он ждет только во втором полугодии: «Хотелось бы сказать, что в апреле ситуация стабилизируется и можно будет нащупать дно, но пока не берусь это сделать».

ИА РБК Санкт-Петербург; 12.03.09