14.07.08

Порт будущего

Морские ворота Шанхая становятся лучшими в мире.

Мировой лидер последних трёх лет по общему объёму грузопотока – морской порт Шанхая готовится в 2008 году подняться на первое место по контейнерным перевозкам.

В 2007 году через морские ворота Шанхая прошло 551 млн тонн грузов – больше, чем обрабатывают все морские порты России вместе.

Экспорт превалирует над импортом в соотношении 61 и 39%. Почти половина грузопотока приходится на контейнерные перевозки, их уровень достиг 26 млн стандартных контейнеров (TEU). По «контейнерному» показателю Шанхайский порт пока идёт в мире вторым после Сингапура. Однако шанхайские портовики стремительно наращивают мощь: за первое полугодие 2008-го общий объём грузов возрос более чем на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а контейнерные перевозки – на 26%. При таких темпах у Шанхая хорошие шансы уже в нынешнем году стать главной мировой перевалочной базой контейнерных перевозок. Кстати, третье-четвёртое места в мировой табели контейнерных перевозок занимают китайские порты Гонконг и Шэньчжэнь (оба на юге страны). Из дюжины крупнейших контейнерных портов мира шесть – китайские. В итоге Китай безраздельно является лидером приёма/отправки контейнеров морским путём. По информации китайского министерства торговли, в минувшем году порты страны обработали 113 млн TEU.

Порт Шанхая шокирует своим масштабом. Его площадь свыше 3619,6 кв. км включает несколько «стыкующихся» рабочих зон. У каждой зоны есть своя грузовая специализация. Маршруты из Шанхая ведут к более чем 300 портам во всём мире. Шанхайский международный порт является типичной китайской моделью частно-государственного партнёрства, при котором государство является вдохновителем, стратегом и главным организатором. Частный бизнес преобладает количественно и имеет полную хозяйственную самостоятельность в выполнении поставленных задач. В акционерном обществе «Группа Шанхайский международный порт» (SIPG) у государства контрольный пакет. В свою очередь, SIPG и государственная Китайская компания океанского судоходства (Cosco, 5-е место в мире по морским контейнерным перевозкам) являются главными акционерами многочисленных специализированных компаний, имеющих собственность и бизнес в Шанхайском порту.

Сегодня кажется смешным и нелепым, что ещё 10 лет назад мировые эксперты дружно считали Шанхайский порт «малоперспективным» из-за мелководья и невозможности углубить морскую береговую линию. Ударными темпами, всего-то за три года, китайцы провели земельно-мелиоративные и дноуглубительные работы в заливе. Возвели пирсы вокруг некогда тихих рыбацких островов Большой и Малый Яншань (глубина там достигает 15 метров). Островной терминал Яншань был открыт в 2005 году, с тех пор ежегодно расширяется. Продолжающиеся дноуглубительные работы разбиты на четыре проекта и будут сдаваться в эксплуатацию в 2010 – 2014 годах. Третья фаза порта –19 стоянок – готовится к эксплуатации в 2010 году. А после завершения всех работ к 2020 году шанхайский порт Яншань будет принимать ежегодно по 25 млн TEU.

Изначально в порту Яншань действует беспошлинная зона. Её главные функции – международный транзит контейнеров, складирование освобождённых от пошлин грузов и переработка экспортных товаров. В июне нынешнего года Яншань торжественно принял 8-тысячное судно.

В мае 2008 года открылся уникальный 32-километровый мост/автобан Донхай (Donghai) на 8 полос, который соединил острова с материком. В целом «проект Яншань» обошёлся в $13 млрд. Самым щедрым инвестором выступало государство через консорциум из 10 китайских банков. Привлекались и зарубежные инвесторы. Так, в консорциуме, который получил право строить и эксплуатировать так называемую «зону 2 порта Яншань», по 32% акций получили датская A.P. Moller – Maersk Group и транснациональная Hutchison Whampoa (абсолютный лидер морских контейнерных перевозок). 16% у SIPG, по 10% имеют Cosco и Китайская Судостроительная Группа.

Показательный факт: иностранцы были допущены не «за просто так». «Группа Шанхайский международный порт» приобрела 40% акций контейнерного терминала в бельгийском Зебрюгге, построенного A.P. Moller – Maersk Group. Таким образом шанхайские портовики обзавелись первой собственной базой в Европе. «Мы и впредь будем искать любую возможность продвигать наше развитие за рубежом», – заявил в июне 2008-го на собрании акционеров Шанхайского международного порта президент этой компании г-н Чэнь Хуяуан. Важно отметить: уникальная и грандиозная сама по себе, модернизация шанхайского порта тесно увязана с другими, не менее фантастическими по амбициозности проектами.

В частности, с глобальной переделкой реки Янцзы, в регионе которой живёт треть населения страны. 16% внутреннего товарооборота Шанхайского порта приходится на верхнее и среднее течение Янцзы. Возведённая в среднем течении Янцзы (примерно в 1000 км от Шанхая) двухкилометровая плотина-гидроузел «Три ущелья» подняла уровень реки более чем на 100 метров.

Уже сейчас баржи водоизмещением до 10 тыс. тонн могут курсировать между Шанхаем и удалённым от него более чем на 2300 км Чунцином, самым густонаселённым городом страны и самым крупным внутренним (речным) портом. Шанхайский международный порт инвестировал солидные средства в инфраструктуру в девяти разных портах вдоль реки Янцзы. Так, в июне с муниципальным правительством Чунцина был подписан договор о строительстве 13 причалов для контейнеровозов на сумму $343,7 млн.

«Гудок», 14.07.2008