Попытки найти грузы для порта Актау
Если 10 лет назад по итогам работы за 2009 год портом обрабатывалось свыше 13 млн. 951 тыс. тонн сухих и нефтеналивных грузов, при чем из них – 11 млн. 307 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов, то по итогам 2018 года налив нефти в танкеры в порту Актау с использованием мощностей АО «КазТрансОйл» составил 2 млн. 2 тыс. тонн. За три месяца 2019 года отгрузка нефти снизилась на 1,4% и составила 501 тыс. тонн. За аналогичный период 2018 года через порт было отгружено 544 тыс. тонн. В связи с плановой переориентацией грузов, перевозимых паромами, в порт Курык, показатели перевалки паромных грузов в порту Актау также значительно сократились.
И в этой связи порт ищет новые пути поставки и обработки грузов. Большие надежды в порту Актау сегодня возлагают на международные транспортные маршруты. Порт Актау пытается диверсифицировать свой бизнес для перевозки других видов грузов.
Фидерное контейнерное сообщение
На прошлой неделе в порту Актау было запущено регулярное фидерное контейнерное сообщение на Каспийском море по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ, Middle Corridor).
Погрузка контейнеров была осуществлена на первое казахстанское фидерное судно «Туркестан», которое отправилось в порт Алят (Баку).
Морским оператором данного проекта является ТОО «НМСК «Казмортрансфлот».
«Фидерные суда будут курсировать на еженедельной основе. Транскаспийский маршрут (ТМТМ) является ключевым звеном евразийских транспортных артерий в регионе и дополняет систему транзитных коридоров Казахстана. Это прямой выход из Китая и Казахстана в страны Кавказа, Турцию. Регулярное фидерное сообщение способствует наращиванию грузопотока по Транскаспийскому международному транспортному маршруту и дальнейшему развитию контейнеризации грузов в Каспийском регионе. Наряду с казахстанскими экспортными грузами в контейнерах будут перевозиться и транзитные грузы из Китая в Европу», – подчеркнул председатель правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Сауат Мынбаев.
По его словам, консолидированные транзитные грузы из Китая в Европу наряду с казахстанскими экспортными грузами в контейнерах будут перевозиться в ускоренном режиме. Железнодорожниками Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции готовы обеспечить перевозку транзитных грузов в составе контейнерных поездов, следующих из Ляньюньгана в Стамбул за 16 суток. При этом активное использование логистической инфраструктуры приграничной станции Алтынколь, Сухого порта СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота», морского порта Актау обеспечит эффективность транзитных перевозок через территорию Казахстана», – пояснил Сауат Мынбаев.
Как отметил председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Алик Айдарбаев, данный маршрут открывается в соответствии с программой «Нұрлы жол», ключевой задачей которой является выстраивание эффективной инфраструктуры для развития транспортно-логистического потенциала Казахстана и обеспечения экономического роста страны.
«Группа компаний КазМунайГаз активно вовлечена в данный процесс через совершенствование международных мультимодальныхморских перевозок. ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» является оператором фидерного сообщения. Компания имеет государственную лицензию первого класса, располагает современным торговым флотом и обладает необходимыми компетенциями с опытным и квалифицированным персоналом», – сказал А. Айдарбаев.
Как он отметил, для фидерного маршрута будет использован новый флот, приобретенный в соответствии с программой «Нұрлы жол».
Как стало известно, стоимость перевозки одного 20-футового контейнера сухогрузом из Актау в Алят может составлять $460 с учетом порожнего возврата контейнера по данному маршруту, по оценке источников в азербайджанских транспортных компаниях.
До сих пор контейнеры из казахстанских портов вывозились только паромами, а балкеры использовались в основном для поставок зерна и металла. Использование сухогрузов для морских перевозок контейнерных грузов позволяет оптимизировать расходы поставщиков.
«Затраты уменьшаются за счет того, что при относительно сопоставимой стоимости транспортировки средний балкер на Каспии может перевезти примерно на 30% больше контейнеров, чем паром», — отметил источник в транспортной компании.
Стоимость транспортировки груженых вагонов паромом по маршруту Актау — Алят с начала года составляет $48/ погонный метр, а порожний возврат — $39/погонный метр.
При контейнерных поставках из Казахстана в направлении маршрута Баку – Тбилиси – Карс перевозчики применяют сквозные ставки, которые рассчитываются до конечной станции в Турции.
«Отгрузки зерна из Актау в контейнерах обходятся дешевле, чем при его насыпе на борт сухогруза, полагает источник в транспортной компании. Так, стоимость погрузочно-разгрузочных работ в порту составляет $67 (22 050 тенге) за двадцатифутовый контейнер. Погрузка зерна насыпным методом на балкер обходится примерно в $5/т. В эту сумму входит ставка порта за погрузку в размере $1,7/т (574 тенге/т), а также стоимость услуг зернового терминала «Ак Бидай» — $3,5/т (1 160 тенге/т)», – отметил источник.
В то же время затраты на погрузку/разгрузку контейнеров в Актау и Аляте превышают стоимость наката/выката вагонов с парома. Накат/выкат вагонов в Актау обходится в 18 602 тенге/вагон ($56,37) без учета НДС, а в Аляте — в $70/вагон.
Стоимость захода в порт сухогруза меньше, чем парома, отметили экспедиторы. Загрузка и разгрузка балкеров с контейнерами в Актау и Аляте будет составлять не более 24 часов для каждого порта, а длительность морской перевозки между этими портами — не более 36 часов.
Председатель правления АО «KTZ Express» Дмитрий Абдуллаев отметил, что с запуском регулярного фидерного сообщения Актау – Баку (порт Алят) в 2019 году планирует перевезти 4 тысячи контейнеров.
«Сегодня компанией осваиваются новые маршруты в сообщениях между Китаем, Ираном, Великобританией и Турцией через Казахстан. В рамках альянсов по развитию коридоров «Восток – Запад», «Север – Юг» и Транскаспийского маршрута, нами совместно с партнерами решаются вопросы по минимизации барьеров при прохождении грузов вдоль всего транзитного маршрута и выработки конкурентоспособных сквозных тарифов. С запуском сегодня регулярного фидерного сообщения Актау – Баку (порт Алят) мы планируем перевезти в текущем году 4 тысячи контейнеров, а уже в 2020 году – 40 тысяч. Это примерно по прогнозам 60% будут китайские грузы и 40% – казахстанский экспорт», – сказал Дмитрий Абдуллаев.
По его словам, уже сегодня есть интерес не только с китайской стороны, но и проявляют заинтересованность казахстанские компании, экспортирующие пшеницу, ячмень и т.д.
«На данном маршруте будет задействовано четыре казахстанских судна, принадлежащих компании «Казмортрансфлот» – 2 дедвейтом 5 тыс. тонн и 2 – дедвейтом 7 тыс. тонн. Благодаря снижению железнодорожного тарифа в 2 раза с грузинской и казахстанской стороны, это даст нам возможность увеличить турецкий импорт, а также азербайджанский. Проделанная работа странами – участниками на маршруте за последние годы создала коммерческое преимущество Транскаспийского маршрута. Во-первых, это скорость, предлагаемая клиенту в перевозках организованными контейнерными поездами от восточного Китая до Турции 14-15 дней, во-вторых, обеспечение конкурентной цены для товаров, критичных к срокам поставки», – пояснил председатель правления АО «KTZ Express» Дмитрий Абдуллаев.
Как отметил президент Актауского морского торгового порта Абай Турикпенбаев, на первом этапе будет осуществляться 4-5 рейсов в месяц и задействовано пока одно судно – «Туркестан».
«Через полгода мы надеемся увеличить рейсы в 2 раза, и перевозить в оба направления до 40 тыс 800 контейнеров. В последующие годы поставлена задача увеличить контейнерооборот до 122 тыс в год. А к 2023 году довести этот объем до 300 тыс. контейнеров в год. При этом будут задействованы мощности как самого порта Актау, так и Актауского северного морского терминала. С увеличением контейнерооборота будет закупаться дополнительное оборудование, спецтехника, краны, что позволит ускорить погрузку контейнеров на суда. Дополнительных причалов строиться не будет», – заявил А. Турикпенбаев.
Как ранее сообщалось, 5 апреля 2018 года фидерное судно «Махмуд Рагимов», принадлежащее ЗАО «Азербайджанское каспийское морское пароходство» (ЗАО «АКМП»), совершило первый пробный рейс с целью обслуживания регулярного фидерного контейнерного сообщения на Транскаспийском международном транспортном маршруте.
На судно было загружено 70 двадцатифутовых контейнеров (TEU) с пшеницей и чечевицей казахстанского производства.
До сегодняшнего дня морпорт Актау обслуживал сухогрузные суда для генеральных грузов (зерно, металлы и т.д.), а также обрабатывал паромы в сообщении с морским портом Баку (Алят).
Согласно планам развития указанного морского сообщения, время обработки судна в портах Актау и Баку (Алят) будет составлять не более 24 часов в каждом из них, а непосредственно доставка контейнера из морского порта Актау до порта Баку (Алят) – не более 36 часов, утверждают в ассоциации ТМТМ.
Стоит отметить, что значительному увеличению контейнеропотока способствовал своевременный выбор стратегии, нацеленной на завоевание позиций на рынке трансконтинентальных транзитных перевозок.
Проведенная целенаправленная работа АО «НК «ҚТЖ» в конце 2018-го и начале 2019 года позволила сохранить тенденцию увеличения перевозок контейнеров по маршрутам Китай – Европа – Китай, Китай – Центральная Азия – Китай, Китай – Российская Федерация – Китай и другим направлениям.
Росту транзитных перевозок содействовали качественный логистический сервис, клиентоориентированность, активная работа с железнодорожными администрациями и транспортными компаниями в рамках стратегических альянсов по созданию конкурентоспособных тарифных условий, скоростного сервиса на основных транспортных коридорах.
Так, объем перевозок контейнеров в первом квартале текущего года по Транскаспийскому международному транспортному маршруту увеличен в три раза. Благодаря скоординированной работе с железной дорогой Узбекистана достигнуто увеличение транзитных перевозок контейнеров в направлении Узбекистана и Афганистана на 57%.
При этом достижение целевых параметров обеспечивается в условиях высокой конкуренции с альтернативными маршрутами.
Увеличить объемы перевалки контейнерных грузов через порт Актау планируется и в сотрудничестве с французской контейнерной судоходной компанией CMA CGM, с которой был подписан соответствующий меморандум.
Как отметил президент порта Актау Абай Турикпенбаев, в настоящее время мощности порта позволяют переваливать до 40 тыс. контейнеров в год.
«Стоит задача по увеличению этой цифры до 75-100 тыс. контейнеров в год. Для этого порт покупает новую технику, меняет процедуры, конфигурацию складов, вводит дополнительные сервисы, которые необходимы при контейнерных перевалках. Переориентация на контейнерные перевозки стало нашей основной задачей. Расширен и работает Актауский морской северный терминал, который позволил увеличить пропускную способность по генеральным грузам и контейнерам в два раза. Через два-три года ожидается увеличение контейнерного потока до 300 тыс. TEU – двадцатифутовых контейнеров в год», – отметил президент порта Актау.
Управляющий директор CMA CGM Арман Кужанов в ходе встречи сообщил, что это, без сомнения, обоюдовыгодный проект.
«Для компании CMA CGM такое сотрудничество дает возможность использовать Транскаспийский маршрут для расширения географии предоставляемых услуг, используя транспортное направление из порта Актау – в порт Баку для транспортировки грузов из Центральной Азии в Турцию и страны Средиземноморья», – отметил Арман Кужанов.
Иранский интерес
Недавно в Сенате Парламента РК на расширенном заседании комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству был рассмотрен проект Закона «О ратификации Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны».
«В соответствии с соглашением, иранская сторона снижает импортные таможенные пошлины на 864 товара, 262 – сельскохозяйственных и 602 промышленных. Предусмотрено снизить ставки таможенных пошлин на говядину и баранину с 26 процентов до 5-10 процентов, на зерно бобовых культур – с 55 процентов до 5-10 процентов, на растительное масло – с 20 до 10 процентов, на макароны и кондитерские изделия – с 55 до 14-20, на стальной прокат – с 20 до 15, на рельсы – с 5 до 4. Эти товары в настоящее время составляют более половины казахстанского экспорта в Иран. Страны Евразийского экономического союза снижают ставки импортных таможенных пошлин на 502 товара», – сказал вице-министр национальной экономики РК Серик Жумангарин, представляя законопроект.
По его словам, соглашение вступит в силу через 60 дней после завершения процедур ратификации и будет действовать в течение трех лет. В течение года планируется начать переговоры о заключении между сторонами постоянного соглашения о создании зоны свободной торговли.
Как сообщил в своем докладе С.Жумангарин, объем взаимной торговли между Казахстаном и Ираном в 2018 году достиг 516,3 миллиона долларов США. В том числе, 82,6 процента, или 426,7 миллиона долларов США составляет экспорт в Иран. Импорт составил 89,5 миллиона долларов. На экспорт идут, в основном, ячмень, стальной прокат, рапс, баранина.
В свою очередь, вице-министр сельского хозяйства Гульмира Исаева сообщила, что в январе текущего года заключен меморандум по поставкам пшеницы и продуктов ее переработки, в трехстороннем формате, между Ираном, Казахстаном и Россией. Меморандум является неотъемлемой частью соглашения, подписанного в мае 2018 года. Это связано с тем, что для Казахстана и России пшеница является топовым экспортным продуктом. Иран обеспечивает себя пшеницей полностью, производя около 12 миллионов тонн, но обладает большими перерабатывающими мощностями – на 24 миллиона тонн.
В то же время, соседями Ирана являются страны, на которые приходится около 70 процентов мирового потребления пшеницы. Для Казахстана и России открываются возможности для следующих операций: своп-процедуры, то есть, отправка пшеницы на север Ирана, и поставки иранской пшеницы с юга этой страны в третьи страны; транзит через территорию Ирана; временный ввоз пшеницы в Иран для его переработки.
Иранский бизнес проявил заинтересованность в переработке казахстанской пшеницы и совместном реэкспорте в третьи страны. При этом иранские компании будут сами выполнять требование, установленное в этой стране, о размещении депозита в размере полной стоимости поставляемой партии пшеницы.
Г.Исаева отметила, что иранские компании готовы принимать казахстанскую пшеницу в объеме, необходимом для полной загрузки перерабатывающих мощностей, то есть, около 12 миллионов тонн. С казахстанской стороны планируется наращивать объемы поставок поэтапно – в этом году 500 тысяч тонн, в 2020 году миллион тонн.
В целом, по словам Г.Исаевой, Иран заинтересован в импорте казахстанского зерна. В 2018 году было экспортировано в Иран 1 миллион 550 тысяч тонн ячменя, со значительным ростом по сравнению с 2017 годом. Поставки муки выросли незначительно.
По словам президента порта Актау Абая Турикпенбаева, с начала текущего года зерновой терминал морского порта Актау перевалил более 270 тысяч тонн зерна.
«Это в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В прошлом году через порт Актау в направлении Ирана экспортировано 818 тысяч тонн зерна, что на 300 тысяч тонн больше средних ежегодных цифр. Одна из причин рекордных показателей обусловлена интересом Ирана в покупке казахстанского ячменя», – пояснил А. Турикпенбаев.
В 2019 году по предварительным прогнозам объем перевалки грузов в порту достигнет 4 млн. тонн.