29.10.07

Пользуясь таможенными льготами, автомобильный завод обкрадывает государство?

Рабочие автосборочного предприятия ЗАО «Автотор» уже почти совсем вышли на улицу. Однако в последний момент профсоюзы дали задний ход. И это уже не первый раз, когда профсоюзы — в частности именно в этой многострадальной отрасли — ведут себя так непоследовательно

Выпуск пара

Так, недавно профсоюз «Единство» попытался устроить забастовку на «АвтоВАЗе» с остановкой конвейера. А ещё раньше застрельщиком забастовочного движения стала профсоюзная организация всеволожского «Форда» во главе с Алексеем Этмановым. Казалось бы, во всех случаях «защитники рабочих» выдвигали схожие экономические требования. Все говорили об обострившихся социальных проблемах. Однако в отличие от своих коллег по «Форду» и «АвтоВАЗу» профсоюзы «Автотора» не стали выдвигать претензий к руководству предприятия. Выпуск профсоюзного пара в калининградском варианте направлен куда выше — на федеральные структуры, которые, по версии профорга, создают проблемы производству. В первую очередь он имел в виду действия Федеральной таможенной службы. По итогам недавних проверок «Автотора» она предъявила этому предприятию претензии по недоимкам таможенных платежей на сумму около 2 миллиардов рублей.

Официальный представитель ФТС Александр Смеляков объяснил в прессе, что таможенники обнаружили за «Автотором» серьёзные нарушения законодательства. По их мнению, под видом агрегатов и узлов предприятие ввозило на территорию Особой экономической зоны Калининградской области (ОЭЗ) практически готовые иномарки. А таможенные пошлины очень долго платило как за автокомплектующие. То есть в разы меньше, чем следовало.

«Отвёрточное» предприятие?

— ЗАО «Автотор» — единственное из отечественных автосборочных предприятий, которое имеет исключительные преференции по таможенным и налоговым платежам, — говорит директор Института проблем рынка РАН академик Николай Петраков. — Такое решение Правительство РФ приняло при образовании этого предприятия полтора десятка лет назад, когда остро стоял вопрос о привлечении иностранных инвестиций в Калининградскую область. Кроме того, изначально предполагалось, что на «Автоторе» будут выпускаться автомобили премиум сегмента с незначительными объёмами. Государство сознательно пошло на то, чтобы дать возможность новому заводу встать на ноги: предполагалось, что немалые суммы в рублях и валюте, сэкономленные на местных и федеральных податях, будут использованы на развитие производства. Но этого, по большому счёту, так и не произошло. После того как в 2005 году вышло правительственное постановление «О промсборке», обязывающее автосборочные предприятия осуществлять полный цикл производственных работ, выяснилось, что калининградский «Автотор» не готов ни к сварке кузовов, ни к их окраске, ни к другим сложным заводским операциям. За предприятием прочно закрепилась репутация «отвёрточного»: это значит, что иностранные автоконцерны в режиме таможенных льгот импортируют в Калининград уже готовые машинокомплекты, которые без особого труда превращаются в иномарки товарного вида, реализуемые на внутреннем российском рынке. Понятно, что себестоимость такой сборки для «Автотора» гораздо ниже, чем для остальных предприятий, собирающих иномарки по полному производственному циклу. Это само по себе создаёт неравные конкурентные условия и вызывает вполне справедливые вопросы у остальных участников рынка…

Минувшим летом Объединение автопроизводителей России во главе с генеральным директором ОАО «КамАЗ» Сергеем Коготиным обратилось в Правительство РФ, требуя отменить режим исключительных преференций для калининградского «Автотора». О том же просили МЭРТ и Минпромэнерго, подготовив поправку в постановление о деятельности хозяйствующих субъектов Особой экономической зоны в Калининградской области. По этому документу требования производственного характера к предприятиям ОЭЗ заметно возрастали. Например, «Автотор» обязывался перейти на «локализацию производства», а автосборка должна была стать гораздо более технологичной и трудоёмкой.

Но 24 мая к уже вступившему в силу правительственному постановлению появилась ещё одна поправка. Она продлила действие исключительных условий для «Автотора» на целых 10 лет. Как председателю совета директоров «Автотора» Владимиру Щербакову удалось пролоббировать предоставление исключительных льгот, остаётся загадкой для структур власти и участников рынка.

И теперь зачем руководству ломать голову над расширением производственной базы, созданием новых рабочих мест и прочими затратными проблемами? Продлённый режим «отвёрточной сборки» гарантировал, как и прежде, высокие прибыли при минимальных затратах! Неслучайно влиятельный журнал «Форбс» недавно включил калининградский «Автотор» в список частных компаний России с крупнейшими накопленными капиталами…

Но похоже, что аппетиты у предприятия только растут. Судя по результатам последней таможенной проверки, преференций для владельцев завода оказалось уже маловато.

— Если раньше про «Автотор» говорили, что здесь собираются иномарки из уже сваренных и выкрашенных машинокомплектов, то сейчас выясняется, что предприятие решило не обременять себя даже такими простейшими производственными хлопотами, — констатирует представитель калининградского управления ФТС. — Не зря таможенники выявили, что на завод импортируются практически готовые машины. Это уже не завод, а торговый центр. Не производитель, а обыкновенный дистрибьютор. Вопрос только в том, за что и на каком основании этому калининградскому ЗАО продлены такие немыслимые льготы?

По оценке Института национального развития РАН РФ, многолетняя эпопея «послаблений» для калининградского «Автотора» обошлась российской казне в астрономическую сумму. Её хватило бы, чтобы построить и запустить несколько полноценных автосборочных производств. Однако деньги «Автотора», сэкономленные на налогах и сборах, похоже, направлялись совсем на другие цели.

— Понятно, что если сейчас начать наведение порядка на «Автоторе» с приведением этого предприятия к общим правилам промсборки, то у двухтысячного трудового коллектива неизбежно возникнут вопросы к руководству завода и главе совета директоров Щербакову, — уверен академик Николай Петраков. — Мол, что мешало вовремя позаботиться о постройке новых цехов для перехода на полный производственный цикл? В чём причина отсутствия инвестиционных проектов при наличии серьёзных прибылей?..

«Чёрная метка»

Похоже, что, упреждая такое развитие событий, руководство решилось выстроить собственную защиту руками своих же рабочих — тех самых, которые оказались заложниками большой автосборочной игры на крупные деньги. Отсюда и небывалая активность заводского профсоюза, который почему-то деликатно обходит стороной претензии к «автоторовскому» начальству. Лидер профкома грозит уличными акциями пока лишь таможне, намекая, что если ФТС не отступится от своих требований, то в области создастся чуть ли не революционная ситуация. «Чёрная метка» адресована пока только одному федеральному ведомству. Чем кончится это противостояние «с лёгким шантажом» и хватит ли принципиальности у исполнительной власти разобраться с этими «очень особенными экономическими условиями», покажут уже ближайшие месяцы.

АиФ - Москва; 29.10.07