21.04.06

Полтинник контейнеру

Пятьдесят лет назад, 25 апреля 1956 года, из порта Ньюарк (штат Нью-Джерси) в Хьюстон (штат Техас) вдоль Восточного побережья США отправился в путь первый контейнеровоз Ideal X, груженный стандартными контейнерами TEU.

Признанная ныне во всем мире аббревиатура TEU расшифровывается как Twenty-feet-Equivalent-Unit и в футах имеет размер 20х8х8,5. Порожний вес контейнера составляет 4,1 тонны, а максимальная загрузка - 21,5 тонны.

Изобретателем этой ныне незаменимой тары считается американец Малькольм Маклин, многие годы работавший экспедитором и старавшийся найти способ упрощения погрузочно-разгрузочных работ. Заработав за два десятилетия приличную сумму, он на свои средства переоборудовал старый нефтеналивной танкер и оснастил его первыми 58 двадцатифутовыми контейнерами, сработанными в небольшой мастерской. В результате перевалка 10 тысяч тонн груза заняла три дня вместо привычных десяти, а стоимость сократилась с шести долларов до 16 центов за каждую тонну груза.

В 1964 году контейнер TEU приобрел статус всемирного стандарта, и началось его шествие по железным дорогам и автомобильным трассам, морям и океанам, продолжающееся по сей день. Свыше 90 процентов объема перевозок штучного груза в мире осуществляется ныне в контейнерах TEU. В постоянном движении находится 18 миллионов единиц, подавляющее большинство которых перевозится огромными морскими контейнеровозами. Из Сингапура в Гамбург транспортировка одного контейнера обходится в 970 евро. Перевозка в TEU по морю каждой бутылки австралийского, южноафриканского или чилийского вина в Европу стоит не более 10 центов, в то время как внутри Старого Света цены на перевозку автотранспортом как минимум в четыре раза выше.

Некоторые сравнивают изобретение контейнера TEU по значимости c изобретением электричества, телефона или Интернета. Об этом, конечно же, можно спорить, но ясно одно - без стандартных контейнеров глобализация всемирной торговли не могла бы столь быстро прогрессировать.

"Гудок"