Погрузка лесных грузов на Дальнем Востоке продолжит сокращаться
Правительство РФ не отказывается от дальнейшего повышения таможенных пошлин на экспорт древесины.
В 2019-м со станций Дальневосточной магистрали отправлено 4,1 млн т лесных грузов. Это на 14,2% ниже показателя предыдущего года. Аналогичная тенденция и на соседней Забайкальской железной дороге. Погрузка леса там составила 348,8 тыс. т – почти на 21% меньше, чем в 2018-м.
Основной объем отправляемой древесины и лесоматериалов с ЗабЖД и ДВЖД идет на экспорт, главным образом в Китай. Спад перевозок объясним решением правительства России о поэтапном увеличении экспортных пошлин на необработанный лес. В 2019 году они поднялись с 25 до 40%. В 2020-м возрастут до 60%, а в 2021-м – до 80%.
В конце прошлого года ассоциация «Дальэкспортлес» обратилась в администрацию президента РФ и правительство с просьбой отменить запланированное повышение пошлины на кругляк до 60% и, наоборот, снизить ее до 6,5%. Но, судя по всему, решение не будет изменено.
«Есть ряд обращений от коллег, которые у нас занимаются лесным бизнесом, что что-то надо смягчить, растянуть сроки. Отмечу сразу: менять мы ничего не будем, – заявил перед новым годом вице-премьер РФ Юрий Трутнев. – Постановление правительства РФ принято. О нем участники рынка знали, в течение 2 лет было время предпринять соответствующие меры для модернизации производств. Мы будем помогать лесопромышленникам, которые нас услышали и стали работать над повышением степени переработки древесины на территории РФ».
По его данным, за 9 месяцев 2019 года экспорт необработанной древесины снизился на четверть, а экспорт продукции деревообработки увеличился на 4,1%. О росте экспортных поставок пиломатериалов свидетельствуют контейнерные отправки. В прошлом году погрузка лесных грузов в контейнерах на ДВЖД возросла почти в 1,5 раза.