26.03.09

Пограничные трудности

– Географическое положение России даёт возможность направить грузопоток между Азией и Европой по кратчайшему расстоянию. Однако сейчас международный транспортный коридор «Север – Юг» задействован не в полной мере. Проблема прежде всего в слабом развитии инфраструктуры магистралей.

Для возрождения коридора предстоит провести ряд трудоёмких работ. Например, с развитием перевозок в сторону Индии и Пакистана иранская сторона оценивает транспортные потоки в 20 млн тонн грузов в год. Однако примерно 83 км идущей по Азербайджану дороги ещё не электрифицировано. Кроме того, нет железнодорожного сообщения между азербайджанским городом Астара и одноимённым городом в Иране. Строительство здесь путей протяжённостью всего 8,5 км стоит немало – около $600 млн.

Есть проблемы и на Северо-Кавказской дороге.

Например, при заявленном увеличении объёмов перевозок до 20 млн тонн в год погранпереходу на станции Дербент придётся обрабатывать до 35 пар грузовых поездов в сутки. А это весьма затруднительно.

Ведь фактически пограничной станцией является станция Самур СКЖД. В Дербенте же поезда обрабатывают потому, что времени на подготовку пограничной станции Самур к новой роли во время создания СНГ не было. И как только вагонные парки двух государств были поделены, сразу пришлось налаживать работу погранперехода. А так как станция Дербент была более подготовлена в техническом отношении, все операции перенесли на её территорию. Но она находится в 33 км от границы, а Самур до сих пор не имеет технической инфраструктуры для контроля грузов и пассажиров.

Выход из ситуации – строительство на станции Самур полноценного пункта пропуска. Это освободит Дербент от функций пограничного и таможенного контроля.

Уверен, что необходимо включить строительство здесь погранперехода в соответствующую правительственную программу. По опыту реконструкции пограничной с Казахстаном станции Аксарайская-2 Приволжской магистрали стоимость оборудования пункта пропуска на станции Самур обойдётся примерно в 7,5 млрд руб. И на Юге России появится полноценный погранпереход, способный справиться с грузопотоком.

Нужно использовать те возможности, которые даёт международный экономический кризис. Ведь сейчас, в условиях спада перевозок, у дорог есть время, чтобы улучшить свою инфраструктуру.

«Гудок», 26.03.2009