Подмосковные грузовые ж/д терминалы работают на 30% своей мощности
24 марта Комитет Мособлдумы по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации провёл выездное расширенное заседание в Орехово-Зуевском районе на тему: «Развитие транспортно-логистической системы на территории Московской области». В мероприятии приняли участие представители министерства транспорта региона, Главного управления дорожного хозяйства, местной администрации, а также руководители контейнерных терминалов и сортировочных станций Подмосковья.
Перед основной частью заседания делегация посетила Контейнерный терминал «Орехово-Зуево», где уже на месте состоялось обсуждение нюансов функционирования подобных центров.
Строительство данного объекта началось в 2011 году, а в строй первая очередь была запущена уже через год. Как рассказал директор предприятия Станислав Станкевич, терминал является многофункциональным комплексом и осуществляет услуги по хранению и обработке контейнеров, перегрузу продукции с автотранспорта на железнодорожный. Обеспечивается доставка контейнеров по всей России и в зарубежные государства. Терминал примыкает к сортировочной станции Орехово-Зуево, расположенной непосредственно на Большом кольце Московской железной дороги. Это автоматически делает из города один из важнейших пунктов логистической цепочки по трафику товаров. Так, 30% рыбы, поступающей в Московскую область, проходит именно через Орехово-Зуево. Кроме того, терминал включён в государственную программу развития транспортного комплекса Московской области и является единственным российским членом Международной ассоциации контейнеровладельцев.
Организация, эксплуатирующая объект, уделяет много внимания его развитию. Запланировано расширение производственной мощности и площади, уже сейчас закуплена вся необходимая крановая техника, открыта собственная АЗС. Планируется строительство складского холодильного комплекса для рыбной продукции. А сотрудники компании (при том, что административный персонал составляет менее 10% от общей численности) имеют заработную плату в среднем 35 тысяч рублей.
Несмотря на выгодное географическое положение, в своей работе терминал сталкивается с некоторыми проблемами, присущими и другим подобным пунктам. Потенциально Московская область может стать крупнейшим транспортно-логистическим узлом для контейнерных перевозок. Однако в настоящее время все железнодорожные терминалы работают только на 30% своей мощности, а доля рынка грузоперевозок находится на уровне 12%. Таким образом, у данной сферы большой потенциал для дальнейшего развития.
Открывая основную часть заседания, председатель Комитета Олег Григорьев отметил, что создание новых объектов транспортно-логистической инфраструктуры в Подмосковье обусловлено необходимостью развития грузоперевозок в регионе и перераспределения транспортных потоков из Москвы. Всего в рамках этой работы к 2021-му году планируется создание 18 новых объектов:
6 терминально-логистических центров;
12 логистических комплексов.
Заведующий отделом логистики министерства транспорта Владимир Кощеев, в свою очередь, отметил, что с началом экономического роста в государстве начался бесконтрольный рост числа грузовых автомобилей, использующихся для грузоперевозок. В настоящее время только в Московской области зарегистрировано почти 300 тысяч тяжеловозов, при том, что в начале 90-х годов их количество не доходило и до 100 тысяч. Такой объём грузовиков оказывает сильное воздействие на дорожные покрытия и увеличивает загруженность трасс Подмосковья. В то же время грамотная организация перевозок железнодорожным транспортом имеет ряд существенных плюсов, в том числе и меньший наносимый ущерб экологии.
В последние несколько лет осуществляется вывод железнодорожного транзита из Москвы в область, что способствует созданию новых рабочих мест. При этом уже имеющаяся мощность позволяет принять весь груз, который ранее шёл через Москву. Однако для перераспределения потоков с автомобильных перевозок на железнодорожные необходимо их дальнейшее развитие. И на этом этапе инвесторы и уже работающие организации сталкиваются с рядом трудностей.
Прежде всего, это высокий тариф на контейнерные перевозки, в том числе рефрижераторами. В данный момент ведутся переговоры по их снижению. Также есть разночтение – отдельные продукты (печенье, консервы и т.п.) можно перевозить автотранспортом без рефрижератора, однако в отношении железнодорожных перевозок такого допущения нет, в результате чего растёт стоимость логистики.
Но главная проблема состоит в том, что практически вся имеющаяся инфраструктура создавалась ещё во времена СССР и заточена не под контейнерные перевозки, а под вагонные. В результате чего необходимы постоянные инвестиции в развитие инфраструктуры. Однако в данном случае РЖД не всегда идёт навстречу предпринимателям. Предлагается схема, когда бизнес выделяет средства для увеличения пропускной мощности тех или иных станций, однако потом закупленное оборудование и построенная инфраструктура переходят в собственность монополии. Присутствующие на заседании руководители терминалов выступили за то, чтобы такие соглашения заключались как концессия.
Также прозвучала мысль, что грузовые терминалы не должны находиться в черте крупных городов, а в 20-50 км от них. В результате чего создаётся сеть таких объектов, от которых уже осуществляется доставка грузов автотранспортом – но на расстояние не больше 50-150 км. Данный принцип осуществлён в европейских странах, в результате чего объём автотранспортных перевозок за последние годы там падает, а в Российской Федерации вырос на 46%. Это позволит разгрузить российские трассы и снизить конечную стоимость продукции.
Исходя из выше сказанного, представители бизнеса предложили издать областной закон или подготовить федеральную инициативу, в котором были бы чётко прописаны понятия и определения сферы. Сейчас они отсутствуют как на федеральном, так и на региональном уровнях. Речь идёт о понятии логистических центров, терминалов, сухих портов, грузовых дворов и т.п. Принятые определения, по мнению предпринимателей, позволили бы создать понятные правила участия в сфере обязательные для всех.
Подводя итоги заседания, Олег Григорьев отметил, что все прозвучавшие предложения и замечания будут более детально рассмотрены и проанализированы, и в случае необходимости Комитет готов начать соответствующую законотворческую деятельность.