Под российский флаг
Призывает вернуть морские суда правительство
RBCdaily
Чиновники продолжают агитировать судовладельцев регистрировать суда под российским флагом. Появление Российского международного реестра судов ситуацию не изменило. Правительство России решило подкрепить эти меры освобождением от ввозной пошлины судов, зарегистрированных в реестре.
По данным Минтранса РФ, морской торговый флот под российским флагом ежегодно сокращается с 10,6 млн т дедвейта в 1992 году до 2,6 млн т в 2004 году. Это привело и к уменьшению валютных поступлений от работы морского флота с 508,7 млн долл. до 200 млн долл. соответственно. Из 211 судов, построенных для российских судовладельцев в 19922004 годах, более 90% имеют иностранный флаг.
На этой неделе председатель правительства РФ Михаил Фрадков подписал постановление «О порядке предоставления тарифной льготы в виде освобождения от обложения ввозной таможенной пошлиной судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов». В соответствии с постановлением суда, регистрируемые в реестре, освобождаются от ввозной таможенной пошлины.
Освобождение судовладельцев от уплаты таможенных пошлин предусматривал еще вступивший в силу в марте прошлого года закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с созданием Российского международного реестра судов». «Несмотря на это, судовладельцы по настоянию таможенных органов были вынуждены оплачивать пошлину, — объясняет РБК daily главный редактор ООО «ПортНьюс» Надежда Малышева. — Таможенные органы не брали во внимание закон о втором реестре судов, ссылаясь на отсутствие подзаконных актов». В частности, выставленные таможней счета в последние несколько месяцев оплачивали судоходные компании, эксплуатирующие суда типа река—море (и, соответственно, вынужденные регистрироваться под российским флагом для прохода по внутренним водным путям).
«Безусловно, это очень важный шаг, и его ждали отечественные судовладельцы, — пояснил РБК daily главный специалист «Совкомфлота» Виктор Юрьев. — Величина ввозной пошлины составляет 5% от таможенной стоимости судна, еще необходимо заплатить 18% НДС, таким образом, общая сумма составляет 23%. При средней цене судна 50 млн долл. при ввозе его в Россию необходимо было единовременно оплатить 11,5 млн долл. Это беспрецедентная практика, которая отсутствовала в большинстве морских держав, не говоря о странах с открытой регистрацией. И это был один из важных факторов, понижающих конкурентоспособность флага РФ».
Однако подписанный правительством документ сулит судовладельцам не только плюсы. Согласно постановлению, «в случае исключения судна из реестра ввозная таможенная пошлина подлежит уплате лицом, в собственности которого находится судно, не позднее дня, следующего за днем исключения этого судна из реестра». «Может сложиться ситуация, когда судовладелец в силу экономических или других причин вынужден будет продать судно и для этого исключить его из Российского международного реестра судов. В этом случае ему придется заплатить таможенную пошлину, — делится своими опасениями с РБК daily президент ОАО «Новошип» Сергей Терехин. — Это один из тех негативных моментов, который снижает привлекательность регистрации судов под российским флагом».
ЕВГЕНИЯ ГАВРИЛЮК
19.07.2007