02.08.10

"Почта России" имеет хорошую базу для роста экспресс-доставки

В распоряжении газеты "КоммерсантЪ" оказалась концепция развития ФГУП "Почта России", подготовленная консалтинговой компанией Boston Consulting Group. Убыточной с 2005 года "Почте" необходимо сосредоточиться на развитии розничного финансово-банковского бизнеса, наращивать долю рынка денежных переводов и платежей, активно развивать рынок посылок и экспресс-доставки (EMS), советуют в Boston Consulting Group. По ее расчетам, только оптимизация организационной модели ФГУПа обеспечит экономию в размере 4-6 млрд руб. в год. Реализация стратегии потребует колоссальных инвестиций, предупреждают участники рынка.

Проект по изменению организационной структуры "Почты России" был вчера представлен на совещании в Россвязи, рассказал "Ъ" гендиректор "Почта России" Александр Киселев. Это часть будущей стратегии реорганизации ФГУПа, пояснил господин Киселев. "Ъ" удалось ознакомиться с концепцией реорганизации, подготовленной Boston Consulting Group. Среди основных стратегических приоритетов в стратегии "Почты" указывается активное развитие розничного финансово-банковского бизнеса на базе сети отделений почтовой связи, защита от конкуренции и наращивание доли рынка в сегменте денежных переводов и платежей, посылок, экспресс-почты (EMS), а также развитие розничной торговли в отделениях "Почты" в сельской местности и повышение качества и снижение затрат в логистике и сети отделений.

ФГУП "Почта России" объединяет 42 тыс. отделений. Выручка по итогам 2009 года - 96 млрд руб., чистая прибыль - 306 млн руб. (впервые с 2005 года). Долговая нагрузка на конец первого квартала 2010 года оценивается примерно в 12 млрд руб.

По итогам 2009 года "EMS Почта России" занимала 16% рынка экспресс-доставки против 7% в 2005 году и являлась самой прибыльной бизнес-единицей предприятия, при том что ее выручка составила 1,8 млрд руб. Этот рынок необходимо защищать и активно наращивать его долю, советует консультант. Второе направление - рынок денежных переводов. По итогам 2010 года его объем в России превысит $133 млрд. Но доля "Почты" на этом рынке последние годы только снижается: с 69% в 2006-м до 51% в прошлом. Соответственно, приоритетами в этом сегменте Boston Consulting называет защиту и наращивание доли рынка за счет повышения качества обслуживания и скорости переводов, расширения количества услуг к оплате и партнеров, развития альтернативных каналов приема платежей и переводов.

Одна из основных проблем "Почты" - ее организационная модель, отмечают в Boston Consulting. К 2011 году предполагается выделение отдельных бизнес-единиц "Розница", "Финансовые услуги" (Почтовый банк), "Посылки и письма". Для повышения управляемости предлагается выделить 13 макрорегиональных центров для "Почты России" либо 8 по федеральным округам по аналогии со "Связьинвестом", МТС, "Вымпелкомом", "МегаФоном", Сбербанком.

Экономия только от трансформации организационной модели оценивается не менее чем в 4-6 млрд руб. в год, полагает Boston Consulting. Кроме того, с ростом проникновения широкополосного доступа в интернет объем выручки от писем "Почты России" (по итогам 2008 года - 19 млрд руб.) начнет снижаться и может составить от 2 до 4%. Организационная реструктуризация позволит снизить потери выручки от писем на 0,4-1 млрд руб., подсчитали в Boston Consulting.

Гендиректор UPS Rus Иван Шацких отмечает, что в плане экспресс-доставки у "Почты России" гигантская база для роста. "Но сейчас услуга EMS во ФГУПе в большинстве случаев сводится к доставке посылки до почтового отделения, откуда адресат должен ее забрать самостоятельно. Если же осуществлять полноценную экспресс-доставку (от 24 до 72 часов.- "Ъ"), то для этого потребуются колоссальные инвестиции: как минимум придется закупить автомобили",- указывает господин Шацких. По его словам, если покрывать услугой всю страну, то "Почта" может столкнуться с нерентабельностью доставки в отдельных регионах из-за низкого спроса на услугу. "Получится, что купленный автомобиль будет доставлять один пакет в день",- рассуждает господин Шацких.

Инфраструктура ФГУПа позволяет занять заметное место на рынке денежных переводов, кредитования и сборов платежей, считает президент компании "Долговой эксперт" (занимается банковским консалтингом) Валерий Кардашов. Но для этого придется инвестировать в модернизацию системы. "Во-первых, нужно внедрить единую программную платформу, которая позволит технически реализовать банковские услуги. Во-вторых, придется нанимать новый персонал и обучать старый, что также требует немалых затрат. В-третьих, нужно будет хорошо вложиться в маркетинг. По моим оценкам, это все потребует минимум $100 млн инвестиций",- считает господин Кардашов.

Trans-Port; 02.08.10