Почему Европа везет свои грузы в обход Беларуси?
Грузоперевозчики и экспедиторы, похоже, уже пережили кризис и теперь рассчитывают восполнить свои потери. Как заявил «Белорусским новостям» председатель Ассоциации международных экспедиторов и логистики «БАМЭ» Николай Горбель, ситуация на рынке транспортно-экспедиционных услуг стабилизировалась.
«Началось активное грузодвижение, пошли грузопотоки, пошла оплата, и перевозчики, и экспедиторы свободно вздохнули».
Только за первый квартал экспорт транспортных услуг составил 682,2 млн. долларов, что на 36,7% больше, чем за первый квартал 2009 года. Сальдо внешней торговли транспортными услугами в этот период было положительным и составило 419,7 млн. долларов.
Однако Беларуси, как отмечают эксперты, предстоит проделать большой объем работы, чтобы увеличить грузопотоки. Одна из причин — отсутствие в достаточном количестве квалифицированного персонала и использование старых механизмов работы.
«Как белорусские, так и российские экспедиторские компании пока не могут составить достойную конкуренцию ведущим экспедиторским компаниям», — убежден вице-президент Международной федерации экспедиторских ассоциаций Сергей Желанов.
По его словам, европейские экспедиторы и логисты зарабатывают до 50-60 млрд. евро в год. Чтобы успешно с ними конкурировать, «надо немного просесть по цене. Но самое главное — это качество. Товары из Юго-Восточной Азии в Европу должны по логике вроде бы идти через Россию и Беларусь. Это и короче, и быстрее. Но только грузы идут почему-то морским путем, причем 40 дней вместо двух недель».
Причина заключается в том, что большинство европейских предприятий работают с колес. «У них нет складов, им важно, чтобы товар пришел ровно в срок, ни раньше, ни позже. Это один из важнейших показателей качества работы экспедиторов и перевозчика», — подчеркивает Желанов.
Чтобы система перемещения грузов и доставки до конечного потребителя четко работала, «необходим сильный экспедитор, который будет взаимодействовать со всеми участниками процесса. Тогда мы сможем конкурировать».
Второе условие успешной конкуренции — это цены на транзит грузов. Как отметил Желанов, в России снизить транзитные ставки пытались даже силовыми методами. Однако и это не помогало. Например, постановлением правительства ставка на перевозку груза железнодорожным транспортом снижается на 10%, «одновременно с этим моряки вдруг увеличивают свою ставку на те же 10%».
По словам эксперта, эффективным шагом в этом отношении станет создание единого транзитного оператора. «Именно он сможет контролировать цепочку и удерживать ставки. Тогда мы также станем конкурентоспособными».
Не исключено, что и белорусским, и российским экспедиторам со временем удастся сменить привычную схему доставки грузов. По словам Желанова, западные экспедиторы часто выкупают товар для своего клиента, завозят на свой логистический центр и затем поставляют необходимыми для работы какого-то предприятия партиями. «Для этого нужны большие оборотные средства, которых у наших экспедиторов пока нет».
Тем не менее, белорусский рынок транспортно-экспедиционных услуг уже проходит этап модернизации. Так, разработана программа развития логистической системы до 2015 года, которая предусматривает строительство транспортно-логистических центров, в том числе с участием иностранного капитала. С 2011 года планируется отменить лицензирование транспортно-экспедиционной деятельности. Это предусмотрено проектом указа президента «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Однако не исключено, что Беларуси придется создать альтернативную лицензированию систему и перенять опыт России. В результате отмены лицензирования рынок перестает быть регулируемым. И российский бизнес на себе испытал не только положительные, но и отрицательные моменты этого нововведения.
«Три человека могли собраться, зарегистрировать в налоговой экспедиторскую компанию с капиталом тысячу рублей, набрать заказов на миллион и исчезнуть, если это было изначальной целью мошенников, или разориться, если это были честные, но неграмотные работники», — отметил президент Ассоциации российских экспедиторов Валерий Алисейчик.
Вдогонку пришлось вносить изменения в законодательство. В частности, была создана система добровольной сертификации. Для этого пришлось разработать стандарты на транспортно-экспедиторские услуги. Кроме того, был введен в действие отдельный закон о транспортно-экспедиторской деятельности, разработаны правила этой деятельности.
Обязательной нормой, по словам Алисейчика, является страхование ответственности экспедитора, «ведь 80% грузов мировой торговли оформляется через экспедиторов».
БелаПАН; 16.06.10