22.12.15

По транссибирскому ходу

Повышение качества услуг и уровня безопасности – главные направления работы

За счёт улучшения качества работы дорога сэкономила более 1,7 млрд руб.

– Виктор Алексеевич, во втором квартале года дорога добилась лучших показателей по сети. Сохранился ли заданный темп в последующие месяцы и с какими результатами заканчиваете год?

– Уходящий год для сети выдался непростым. Для нашей магистрали он стал непростым вдвойне. Так как из-за структуры нашей погрузки в условиях падения объёмов перевозок в силу объективных причин на дороге снижение объёмных показателей больше, чем на сети.

Но и в условиях сокращения объёмных показателей нам удалось стабилизировать экономику за счёт повышения внутренней эффективности, привлечения дополнительных доходов, улучшения показателей использования подвижного состава, сокращения всех видов издержек и роста производительности труда. Улучшены все качественные показатели к прошлому году: участковая скорость возросла на 9,3%, производительность локомотива – на 5,2%, средний вес поезда вырос на 1,3%. За счёт улучшения качества дорога сэкономила более 1,7 млрд руб.

В результате мы уложились в жёсткий план эксплуатационных расходов, а экономия составила почти 330 млн руб. к плану. Себестоимость мы удержали ниже уровня инфляции почти на 3,5%, задание по темпам роста производительности труда выполнено на 101,4%.

– Какими были направления инвестиционной программы?

– Более 16 млрд руб. направлено на обеспечение безопасности, снятие инфраструктурных ограничений, создание комфортных условий для пассажиров, обновление подвижного состава, а также проекты социального развития.

Для снятия инфраструктурных ограничений модернизировано 10 участков путей протяжённостью 121,6 км. Также проведено техническое перевооружение устройств контактной сети на трёх участках протяжённостью 31,3 км.

Серьёзно обновился локомотивный парк – в эксплуатационное локомотивное депо Челябинск поступили новые грузовые электровозы 2ЭС6, рассчитанные на вождение поездов повышенного веса. В Оренбургском регионе магистрали планируется использовать грузовые тепловозы 2ТЭ25КМ с увеличенным коэффициентом использования мощности дизеля и повышенным сцепным весом. Эксплуатация этих тепловозов позволит поднять весовую норму поездов на неэлектрифицированных участках, которая сейчас составляет 5100 тонн. На участке Анисовка – Оренбург с помощью тягово-энергетической лаборатории проведены испытания для оценки возможности увеличения весовой нормы до 6300 тонн с учётом вместимости станционных путей.

По инвестпрограмме также были модернизированы локомотивы на ремонтных заводах ОАО «Желдорреммаш».

– Какими ещё средствами поддерживалась работа магистрали?

– Эксплуатации и капитального ремонта. В этом году в целом было отремонтировано 364 км пути, заменено 194 комплекта стрелочных переводов. Основной фронт работ – почти треть запланированного объёма – был развёрнут на участке от Челябинска до Кропачева. Было проведено 35 длительных «окон» продолжительностью 4608 часов. Эта технология позволила увеличить объёмы ремонта пути и выработку в «окно», сократить время ремонта перегона, количество нарушений графика движения и предупреждений на фронтах производства работ. Комплексную механизацию обеспечивал парк из 98 единиц техники, включающий в себя краны для укладки пути и стрелочных переводов, моторные платформы, электробалластеры, распределители-планировщики балласта, стабилизаторы пути.

Летом отремонтировано 40 пригородных платформ, на 60 смонтированы навесы. А в октябре-ноябре было капитально отремонтировано шесть переездов.

– Кроме новых локомотивов, появилась ли техника в других подразделениях?

– Южно-Уральская дирекция по ремонту пути получила рельсовозные составы повышенной вместимости РС-800/3. Их использование позволяет сократить сроки доставки и расходы на транспортировку рельсовых плетей, уменьшить трудозатраты и количество локомотивов для доставки рельсовозов к месту работ.

Центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры получил вагон-рельсосмазыватель, оборудованный спутниковой навигацией, мобильной связью и Интернетом. Сейчас лубрикацию рельсов на дороге производят восемь вагонов-рельсосмазывателей. Это позволило вывести из работы пять локомотивов-рельсосмазывателей. А поскольку вагоны-лубрикаторы следуют в составе пассажирских поездов, они обслуживают пути главных ходов сети с плечами не менее 1 тыс. км. Эти вагоны используются на трёх маршрутах. Специально под них была разработана межрегиональная технология, и сегодня наши рельсосмазыватели обслуживают участки сразу четырёх дорог.

– Южно-Уральская была инициатором организации пропуска тяжеловесных и сдвоенных поездов. Насколько инфраструктура дороги способна пропускать тяжеловесы?

– Опыт по организации тяжеловесного движения начал нарабатываться ещё с 2001 года. Основное направление тяжеловесного движения – участок Исилькуль – Петропавловск – Курган – Колчедан. 9-тысячники здесь водят электровозы, оснащённые системой управления тормозами поезда СУТП.

В графике заложен приём по станции Исилькуль 12 поездов весом 7000 тонн со сдачей по Колчедану назначением Екатеринбург-сортировочный и 12 поездов весом 9000 тонн. Также заложено шесть «ниток» для сдвоенных поездов. Фактически сегодня среднесуточно мы получаем 8,6 поезда. В результате вес поезда на участке составил 4512 тонн против 4449 тонн в прошлом году.

– Уязвимым местом с учётом перспективных объёмов перевозок долгое время оставалась станция Челябинск-Главный. Насколько решена эта проблема? Как модернизируют другие станции?

– За девять лет на станции мы реконструировали соединительный путь Тракторстрой – Челябинск в парке «А», сортировочные горки чётной и нечётной систем, автоматизацию нечётной и чётной сортировочных горок. Здесь внедрили комплексную систему автоматизированного управления сортировочным процессом КСАУ-СП. Также модернизировали устройства электрической централизации в парке «А». А в пассажирском парке внедрили микропроцессорную централизацию. Если говорить о проектах, которые влияют на показатели работы станции Челябинск-Главный, то в первую очередь это строительство путепроводной развязки на 4-м км парка «Б» станции, внедрение систем маневровой автоматической локомотивной сигнализации МАЛС во всех парках.

Для усиления инфраструктуры участка Исилькуль – Курган – Колчедан на 9 станциях удлиняются приёмо-отправочные пути, на 10 – укладываются диспетчерские съезды. На 6 перегонах модернизируют систему тягового электроснабжения, а на 23 станциях – контактную сеть боковых путей.

В целом модернизация объектов инфраструктуры и организация вождения тяжеловесов позволили нам выйти на первое место по весу поезда на сети.

– Какое развитие получил клиентский сервис и какие наиболее значимые проекты реализованы?

– В части реализации комплексных транспортно-логистических продуктов можно выделить три проекта. Это перевозка медного концентрата ЗАО «Михеевский ГОК». Она включает подготовку площадки для хранения продукции, её круглосуточную охрану. Также клиентам предоставляются маневровый тепловоз на постоянной основе, подвижной состав. В услугу входят и погрузка, и разработка технологии его равномерного поступления потребителю ЗАО «Карабашмедь». С января по ноябрь со станции Тамерлан до станции Пирит перевезено 215,5 тыс. тонн этого груза.

Другой проект – перевозка железной руды с Сосновского месторождения ООО «Бакальское рудоуправление» со станции Муслюмово до станции Металлургическая в адрес ПАО «Челябинский металлургический комбинат». Сервис включает доставку сырья автотранспортом от месторождения до погрузочного пункта, предоставление маневрового тепловоза на постоянной основе, подвижного состава и погрузочные работы. С сентября по ноябрь перевезено 128,5 тыс. тонн железной руды.

Оба проекта реализованы причастными подразделениями дороги с привлечением ресурсов АО «РЖД Логистика» и Южно-Уральской дирекции по управлению терминально-складским комплексом.

Эта дирекция совместно с GEFCO оказывает услугу ОАО «Челябинский завод металлических конструкций». Это перевозка металлоконструкций для строительства Якутской ГРЭС со станции Челябинск-Грузовой на станцию Томмот («Железные дороги Якутии»). В сентябре была отправлена опытная партия продукции – 206 тонн. В следующем году планируется доосвоение логистического бюджета грузоотправителя на проектных направлениях.

Один из элементов клиентского сервиса – предоставление услуги перевозки грузов по расписанию. В уходящем году будет отправлено порядка 970 таких поездов, что в шесть раз превышает уровень 2014-го. Эта услуга обеспечивает графиковый подход грузов к припортовым станциям Юга России и Северо-Запада и исключает задержку грузов в портах. Также сокращаются оборот и количество подвижного состава, задействованного в перевозках.

В третьем квартале завершено внедрение проекта по СМС-информированию. Уже заключено 297 соглашений на оказание этой услуги.

– Южно-Уральская – важнейший транзитный путь, соединяющий Урал и Сибирь с центральными регионами, а также со странами АТР. В этом году станция Формачёво стала составной частью транспортно-логистического комплекса «Южноуральский». Как реализуются эти возможности?

– В этом году на станцию Формачёво в тестовом режиме прибыло два поезда из Урумчи (КНР). В полной мере развитие транзитных перевозок с Китаем может быть реализовано при проектной загрузке ТЛК «Южноуральский» 2 млн тонн в год. Реализация этого проекта позволит осуществлять доставку грузов из Китая до ТЛК всего за 7 дней. Для сравнения: время доставки морским путём Урумчи – Шанхай – Санкт-Петербург – Москва составляет 50 дней, а сухопутным по маршруту Урумчи – Забайкальск – Москва – 36 дней.

– Все три области – Челябинская, Курганская и Оренбургская – определились по пригородным перевозкам 2016 года. Как строится воздействие с региональными властями?

– Мы открыты для взаимодействия, стараемся сделать свою работу максимально понятной людям, влияющим на принятие государственных решений, вовлекаем их в решение проблем отрасли.

Уже стало традицией проводить Дни железной дороги. Такая встреча была проведена в законодательном собрании Челябинской области, ТПП Челябинской, Оренбургской и Курганской областей. И, надо сказать, эффект положительный. Встречи с депутатами и бизнес-сообществом способствовали поддержке многих инициатив ОАО «РЖД», в том числе в сфере пригородных перевозок.

Немаловажную роль играют и личные контакты. Они помогают более оперативно решать вопросы в рамках правового поля, ускоряют продвижение документов, снимают трудности, связанные с перевозкой грузов. В целом благодаря системному взаимодействию с органами власти достигаются такие результаты, как выделение средств господдержки на сохранение пригородных перевозок, совместное строительство, реконструкция и модернизация инфраструктуры.

– В этом году дорога стала пилотной в реализации корпоративной сертификации деятельности по обеспечению гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса. Какие предприятия готовы получить сертификат соответствия?

– Одними из первых подали заявки руководители Курганского регионального центра связи, внеклассной станции Орск, Петуховской дистанции пути, эксплуатационного вагонного депо Карталы и Шадринской дистанции СЦБ. В апреле в этих подразделениях провели диагностические аудиты оценки качественных и количественных показателей деятельности на соответствие их услуг корпоративным требованиям качества и безопасности движения. Было принято решение о выдаче сертификатов всем пяти предприятиям.

В октябре началась заявочная компания на сертификацию в 2016 году. Заявки подали 35 предприятий. К участию допущено 31.

Одно из существенных принципов внедрения корпоративной сертификации – мотивация. Для решения этого вопроса были подготовлены соответствующие документы. Это позволит адресно мотивировать работников на гарантированное обеспечение безопасности движения.

– Стремление к работе подкрепляют и социальные гарантии. Что было сделано в этом направлении?

– В июле в Челябинске открылся обновлённый физкультурно-спортивный комплекс. Техническое перевооружение стадиона «Локомотив» началось ещё в 2013 году, и сегодня он один из лучших спортивных сооружений в городе. После обновления стадиона количество детей и взрослых, которые занимаются физкультурой и спортом, увеличилось вдвое.

Мы продолжаем жилищное строительство. На линейных станциях Карталы, Чернявская, Богатое построены три дома площадью 809 кв. м. Пополнился и специализированный жилищный фонд – приобретено пять квартир на станциях Бреды, Карталы, Щучье и Курманаевка общей площадью 390 кв. м. В этом году работникам было выдано 97 ипотечных кредитов на сумму 158,2 млн руб.

– Судя по экономическим прогнозам, 2016 год обещает быть не менее сложным, чем год уходящий. С каким настроем коллектив магистрали входит в новый год?

– Конечно, накануне нового года всегда надеешься на лучшее. Но, как говорится, поживём – увидим. И даже при пессимистичном варианте развития экономики в следующем году точками приложения максимальных усилий для нас будут увеличение доходности перевозочной и подсобно-вспомогательной деятельности. Добиваться мы этого будем за счёт повышения клиентоориентированности при безусловном обеспечении безопасности.

Уверен, что коллектив магистрали справится с любыми трудностями, ведь железнодорожникам не раз приходилось поддерживать экономику страны в тяжёлых ситуациях. У нас есть ответственность перед страной и сплочённость. Это тот фундамент, на котором мы строим наше будущее. Хочу пожелать всем в новом году стойкости, уверенности в своих силах, доброго здоровья, удачи и благополучия.

Гудок