01.03.06

По одному через Босфор не пустят

Руководитель Росморречфлота Александр Давыденко попросил Турцию "не создавать пробок в Босфорском проливе". Вчера глава Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса России (Росморречфлот) на заседании российско-турецкой межведомственной комиссии по экономическому сотрудничеству решал проблему пропуска российских судов через Босфор. Сложности с судоходством возникли после начала строительства тоннеля для линии стамбульского метро под проливом. "Турция ввела ограничения для движения судов, из-за чего корабли идут через Босфор только караванами, формирования которых ожидают от 3 до 10 дней", прокомментировал эту ситуацию первый вице-президент судоходной компании "Новошип" Владимир Сакович.

При этом он подчеркнул, что "Новошип", который больше других страдает от "босфорской пробки", уже несколько лет подряд вносит предложения в повестку переговоров между Россией и Турцией, однако ситуация до сих пор не меняется. По словам президента Российского транспортного союза Виталия Ефимова, Турция нарушает условия Конвенции о режиме проливов, принятой на конференции в швейцарском городе Монтре в 1936 году при участии СССР, Турции, Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии и других стран. Этот документ устанавливал особое положение черноморских государств, которые в мирное время имеют право проводить свои суда через проливы без ограничений, лоцманов и буксиров. Однако Турция год от года ужесточает правила судоходства через проливы, объясняя это возросшим объемом транзита. При этом данные о фактическом объеме перевозок Турция не публикует.

Есть лишь данные Lloyd,s Register, показывающие, что с 2002 по 2004 год объем транзита, в частности нефтеналивных грузов, вырос незначительно со 125 млн. тонн в 2002 году до 140 млн. тонн в 2004 году. Пропускная способность проливов, по данным российских исследователей, минимум 200 млн. тонн нефтегрузов в год. "Босфор загружен чуть более чем на треть своих возможностей", заявил "Гудку" профессор Новороссийской государственной морской академии Сергей Ольшамовский. На момент написания статьи итоги переговоров российской и турецкой делегаций были еще неизвестны, однако, по мнению собеседников "Гудка", прорыва от них ждать не стоит. По словам заместителя генерального директора Центрального НИИ морского флота Владимира Васильева, это вечная проблема. "Добиться реального результата можно только одним способом повышая реальный авторитет России как морской державы, проводящей взвешенную и объективную политику в области судоходства", отметил он.

Гудок