28.10.08

По импорту автомобилей ударили товарным знаком

К контрафакту приравнена оригинальная продукция

В последнее время с особой остротой встал вопрос о ввозе в Россию продукции под товарным знаком BMW. Всякий автомобиль этой марки, ввозимый без согласия немецкого концерна, задерживается на границе и конфискуется. Этому примеру планируют последовать и японские автопроизводители.

«Откуда дровишки?»

Всё началось с того, что в сентябре по просьбе баварского концерна в таможенный реестр был внесён товарный знак BMW. После чего от автопроизводителя поступило письмо в Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ с просьбой запретить ввоз любого товара в Россию с маркировкой BMW, если у владельца отсутствует разрешение немецкой компании.

Как следствие, ФТС РФ направило во все региональные таможни письмо от 25.09.2008 г. о том, что в соответствии с нормативными актами «в случае выявления при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров, обладающих признаками контрафактных, надлежит принимать меры и проводить мероприятия, предусмотренные законодательством РФ». Правда, в документе ни слова не было сказано о незаконном использовании товарного знака путём ввоза товаров в Россию. Этот важный момент почему-то был опущен в документе.

Таким образом таможенники были сориентированы на выполнение главы 38 Таможенного кодекса РФ, которая предписывает, что при ввозе машин и запчастей с нарушением авторского права таможенники имеют право предпринимать "меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления обладателя исключительных прав... на товарные знаки". К счастью, запрет не распространяется на покупки, сделанные за границей физическими лицами "в незначительном количестве" в случае, если "такие товары предназначены для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд" (ст.400 ТК РФ).

Незаконный ввоз

В нашем случае концерн BMW воспользовался разъяснениями Верховного арбитражного суда (ВАС), который на вопрос, что считать «незаконным использованием товарного знака», в письме №122 от 13.12.2007 г. ответил, что в случае ввоза товаров без разрешения компании-производителя либо местного правообладателя юридические лица нарушают правила ввода товаров в гражданский оборот на территории РФ. ВАС сослался на часть 2 статьи 4 закона «О товарных знаках...» от 1992 года. Получается, что о существовании вышеупомянутого закона вспомнили лишь через 15 лет.

Письмо ВАС №122 от 13.12.2007 года

15. Юридическое лицо, использовавшее товарный знак без разрешения правообладателя, может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.10 КоАП РФ, за ввоз маркированного товарным знаком товара на территорию РФ и в том случае, если оно не знало, что соответствующее обозначение зарегистрировано в качестве товарного знака, поскольку, используя обозначение, оно должно было проверить, предоставляется ли ему правовая охрана в РФ.

Определение того, какие именно действия признаются незаконным использованием товарного знака, содержится в статье 4 Закона о товарных знаках. В соответствии с частью 2 указанной статьи ввоз на территорию Российской Федерации является элементом введения товара в гражданский оборот на территории РФ и представляет собой самостоятельное нарушение прав владельца товарного знака.

Таким образом, всё, что имеет обозначение товарного знака BMW – автомобили, двигатели, запчасти, печатные материалы, одежда, обувь и даже бижутерия и игрушки (и это не весь официальный список!), ввозимые на территорию нашей страны без разрешения правообладателя товарного знака с целью последующей продажи, подпадает под таможенный запрет.

Закон РФ «О товарных знаках...» от 23.09.1992 года №3520-1 «Статья 4. Исключительное право на товарный знак 2. Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признаётся использование без его разрешения в гражданском обороте на территории РФ...».

Конфискация товара

После получения необходимых указаний таможенники ретиво начали отлавливать нарушителей интеллектуального права. К ним стали применять ст.14.10 КоАП РФ, предусматривающую в случае незаконного использования товарного знака наложение административного штрафа на граждан в размере 1500-2500 руб.; на должностных лиц — 10-20 тыс.руб. ; на юридических лиц — 30-40 тыс.руб. При этом предусмотрена полная конфискацией ввозимых предметов.

Будет ещё хуже

Запрет на ввоз автомобилей марки BMW распространился и на их запчасти. Поставщики недоумевали – товар оригинальный, не контрафактный, а его почему-то на таможне конфискуют. Однако в силу вышесказанного, таможенники действуют по закону – раз нет разрешения на ввоз предметов от правообладателя товарного знака, значит нарушено авторское право, и товар подлежит конфискации!

Радует пока то, что Госдума ещё не предоставила таможенным органам право непосредственно на границе решать: что «контрафакт», а что нет. Однако не исключено, что в скором времени это произойдёт. К тому же ожидается, что Верховный Суд РФ примет постановление, которое запретит любой несогласованный с производителем ввоз товара на территорию России.

По имеющимся сведениям, постановление ожидается такое: «При рассмотрении дел о нарушении исключительного права на товарный знак судам надлежит учитывать, что ввоз на территорию РФ товара с нанесённым на него товарным знаком при отсутствии договора с правообладателем о передаче права использования товарного знака этим способом является самостоятельным нарушением. Лицо, осуществившее ввоз товара на территорию РФ, является нарушителем и в том случае, если оно само не наносило соответствующий товарный знак на товар, а также и тогда, когда оно приобрело товар у самого правообладателя, но не заключило договор о предоставлении ему права на ввоз товара на территорию РФ».

Импортёры судятся

Гром грянул среди ясного неба – граждане оказались в неведении относительно переписки между концерном BMW и ФТС РФ, на границах началась сумятица. Возмущённые владельцы товара, не понимая, в чём их обвиняют, начали подавать иски в суды. Иногда дела решались в их пользу.

Так, 10 сентября арбитражный суд Москвы отказался конфисковать партию фирменных автозапчастей «Honda» и «Nissan», вопреки требованию таможенников и официальных дилеров японских компаний. Суд сослался на то, что Гражданский кодекс РФ связывает незаконное использование товарного знака с контрафактными, а не с оригинальными товарами.

А вот отрицательный пример. 12 мая этого года в арбитражном апелляционном суде Москвы было вынесено постановление об изъятии у ООО «Генезис» ввезённого этой фирмой для продажи в РФ подержанного автомобиля марки «Porsche Cayenne» 2004 года выпуска. Основанием для такого решения стало нарушение ООО «Генезис» авторского права компании «Porsche» на эксклюзивное использование своего товарного знака в России. Другими словами, ООО не согласовало с компанией «Porsche AG» ввоз автомобиля с целью его продажи, за это и было лишено указанного автомобиля. Интересно, что в суд обратилась не компания «Porsche AG», а таможня по своей инициативе.

В нашем регионе таможенники тоже не спят. Сотрудниками Калининградской оперативной таможни (СЗТУ) вынесено 2 определения об административных правонарушениях по ст.14.10 КоАП РФ по фактам незаконного использования товарных знаков «Mercedes» и «BMW» на автомобили «Mercedes ML 350» и BMW X6 стоимостью 45,6 тыс. долларов США и 53,5 тыс. долларов США соответственно.

Последствия

Запрет на ввоз товаров без согласия правообладателя товарного знака будет иметь негативные последствия для российского бизнеса:

– будет нанесён серьёзный удар по малому и среднему автомобильному бизнесу, ему придётся иметь дело лишь с неоригинальными, менее качественными запчастями;

– произойдёт монополизация поставок товаров, имеющих зарегистрированный товарный знак;

– возникнет дефицит оригинальных запчастей и возрастёт количество угонов автомобилей под разборку;

– понизится качество ремонта и безопасность транспортных средств;

– повысится стоимость ремонта автомобилей;

– снизится спрос на подержанные автомобили тех автопроизводителей, которые потребуют запретить ввоз запчастей без их согласия;

– вырастет коррупция на таможне.

В скором времени нам придётся забыть о покупках полюбившихся иномарок за рубежом, о быстрой и приемлемой по цене доставке запчастей для своих машин. Придётся познакомиться с очередями на автомобили, с ожиданием комплектующих по два-три месяца или с отказом их доставить. Новые цены будет диктовать не рынок, а импортёр-монополист.

Дмитрий Пискунов , "Авторынок Калининграда", №43 от 28.10.2008