23.08.05

Плохой бензин остался в прошлом - "Бизнес&Балтия"

Еще пять лет назад, оценивая долю поддельного топлива на латвийском рынке, эксперты называли цифру 25%. Сегодня этот показатель не превышает 5-10%. Подтверждением тому служит статистика СГД - количество жалоб на некачественный бензин значительно сократилось. Да и сами подозрения в "бутлегерстве" владельцев АЗС подтверждаются крайне редко. Как уверяют специалисты, пик беспредела на латвийском рынке розничной торговли топливом пришелся на конец 90-х годов. Высокая доля "левого" бензина особенно пагубно сказывалась на новом легковом транспорте производства стран ЕС. Тот оказался просто не приспособленным к приему "убойных коктейлей", которые мешали наши умельцы.
В итоге в 2001 г. Латвийская ассоциация уполномоченных автодилеров даже была вынуждена заявить о возможности прекращения поставок в нашу страну машин 2000 г. выпуска, если правительство не поспешит с введением европейских нормативов качества бензина. И тому не оставалось ничего другого, как выполнить данное требование. Контроль за топливом в Латвии осуществляет Служба госдоходов. И сегодня проверки стали неизбежными для всех коммерсантов, торгующих бензином или дизелем. "В 2003 г. у нашей службы появились три мобильные экспресс-лаборатории", - отметил директор Управления по контролю за акцизными товарами СГД А. Даниланс. По его мнению, именно это нововведение и стало причиной сокращения доли некачественного продукта: мол, над торговцами висит дамоклов меч - внезапные проверки, грозящие обернуться потерей бизнеса. Ведь констатация факта "бутлегерства" грозит не только штрафами (если виновно должностное лицо - от 100 до 300 латов, если юридическое - от 300 до 3000) и конфискацией некачественного товара, может зайти речь и о лишении торговца лицензии.
"Статистика свидетельствует: каждый год количество выявленных случаев несоответствия качества топлива действующим стандартам сокращается. И это несмотря на то, что общее число проверок растет", - не без удовольствия отметил А. Даниланс. Кстати, покупка трех экспресс-лабораторий обошлась государству в 515796 латов. Изготовило их латвийское ООО Armgate. Его специалисты сами разработали проект, закупили оборудование, приобрели автомобили Renault Mascott и смонтировали на их шасси контейнеры Poly Van, заказанные в Польше. "Мобильные лаборатории хороши тем, что позволяют сделать анализ топлива всего за три часа, - объясняет г-н Даниланс. - Раньше же, если к нам поступала жалоба, пробу приходилось везти в Ригу и проверять ее в сертифицированном центре... Во-первых, это недешево. А во-вторых, все это время попавшее под подозрение АЗС было вынуждено простаивать без дела". Теперь же к услугам сертифицированного центра приходится прибегать только в том случае, если мобильная лаборатория установила: контрольная партия действительно не дотягивает до стандарта.
Дело в том, что наказать торговца СГД может только по заключению одного из таких центров. Хотя экспресс-лаборатории так или иначе держат под контролем все заправки страны, наибольшее внимание уделяется либо уже провинившимся, либо тем, на кого поступают жалобы от потребителей. В целом число претензий к АЗС с каждым годом уменьшается, как и количество выявленных случаев торговли "мешаниной". Специалисты объясняют большинство жалоб скоропалительными выводами водителей: топливо-то сейчас дорогое, и если в двигателе вдруг начинает что-то барахлить, люди сразу стараются все свалить на автозаправщиков. И, не подумав как следует, жалуются в СГД. В итоге "стучат" практически на всех. Правда, г-н Даниланс не согласился раскрыть тонкости данной статистики. По его убеждению, количество жалоб настолько мало, что не позволяет объективно определить самого "грешного" торговца. Да и вообще, заверил он, вряд ли сейчас в Латвии есть еще один такой продукт, который контролируется так же скрупулезно, как топливо.

АвтоТрансИнфо