Пленум ВС по таможенному законодательству: ФТС предложили наладить диалог с декларантами
Сегодня Пленум ВС обсудил и отправил на доработку постановление о применении судами таможенного законодательства. В нем предлагается обязать ФТС вступать в диалог с декларантом, которого заподозрили в предоставлении недостоверных сведений, чтобы дать ему возможность исправить ошибку. Представительница таможенной службы объяснила, почему будет непросто внедрить процедуру. Она раскритиковала и другие положения постановления, которые, по ее мнению, затянут таможенные процедуры и увеличат число исков.
Впервые о необходимости диалога таможенников с декларантом заговорили на форуме стран Азиатско-Тихоокеанского региона, который проходил во Владивостоке в октябре прошлого года. На нем Лариса Черкесова, начальник правового управления Федеральной таможенной службы, озвучила "неутешительную статистику": ведомство проигрывает 87% таможенных споров. По ее словам, эффективной работе ведомства мешают, прежде всего, проблемы со взиманием таможенных платежей: занижением таможенной стоимости, недостоверным ее декларированием. Черкесова признала, что в службе "очень обеспокоены складывающейся судебной практикой по данному вопросу". Она призвала судей к диалогу, а председатель ВС Вячеслав Лебедев пообещал заняться вопросом разработки соответствующего постановления Пленума.
Как рассказала судья ВС Татьяна Завьялова, после его принятия предполагается отменить постановления ВАС, которые сейчас используют суды (от 22 июня 2006 года № 20 о периодическом временном декларировании товаров, от 8 ноября 2013 года № 79 о применении таможенного законодательства (п. 1-8), от 25 декабря 2013 года № 96 о спорах по определению таможенной стоимости). Как показала практика, не все вопросы в них решены удачно, заметила Завьялова. Необходимость новых "таможенных разъяснений" продиктована также присоединением России к Евразийскому экономическому Союзу и ВТО. По большей части, разъяснения предназначены для арбитражных судов, но затрагиваются в них и вопросы, которые связаны с ввозом некоторых видов товаров физлицами, подведомственные судам общей юрисдикции.
Граждане могут обжаловать решения таможенных органов как в суд, так и в административном порядке - в вышестоящий таможенный орган. Во последнем случае период административного обжалования не включается в срок обращения в суд, ведь право на судебную защиту ограничивать нельзя (п. 29).
Преимущество международного законодательства над федеральным
Завьялова напомнила, что таможенные отношения регулирует не только российское таможенное законодательство, но и международные договоры, которые входят в правовую систему РФ. В их числе, например, Договор о Евразийском экономическом Союзе от 29 мая 2014 года, в соответствии с которым действует Договор о Таможенном кодексе таможенного союза (ТК ТС) от 27 ноября 2009 года. При возникновении коллизии между правовыми нормами Союза и российским таможенным законодательством, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ применению подлежит право Союза. При этом, судам нужно помнить, что такой приоритет права не должен приводить к нарушению прав и свобод граждан и организаций, гарантированных Конституцией, например, к ухудшению положения участников длящихся правоотношений (п. 1, 2).
Определение и корректировка таможенной стоимости
Наиболее важные разъяснения касаются вопросов определения стоимости ввозимых товаров, на основании которой рассчитываются таможенные платежи. Как предписывает ВС, таможенные органы должны по возможности считать действительной договорную цену товаров, но могут проверять достоверность цен, указанных в декларации (п. 5). Поэтому декларант и должен подтвердить указанную им стоимость, "представив в таможенный орган определяемую и документально подтвержденную информацию". Среди таких документов могут быть лишь те, которыми декларант обладает или должен обладать в силу закона или обычаев делового оборота (п. 9).
Согласно презумпции достоверности информации, опровергать ее должен госорган (п. 6). Для того, чтобы скорректировать таможенную стоимость, недостаточно установить, что указанная цена не соответствует действительности (п. 7). Нужно дать декларанту "реальную возможность устранить сомнения в ее недостоверности" - направить ему извещение, где будет изложена точка зрения таможенников (в ее подтверждение они могут ссылаться на сведения от производителей, продавцов товара, таможенных органов иностранных государств, контрагентов декларанта). В ответ на извещение декларант может представить свои возражения или пояснения, которые чиновники обязаны учесть. Принять решение о корректировке таможенной стоимости они могут в течение 30 дней после получения ответа на извещение.
«Это не совсем то, что хотелось бы видеть таможенной службе, но чудес не бывает, мы понимаем», - прокомментировала проект постановления Лариса Черкесова, начальник правового управления ФТС. По ее словам,
Документ получился непростым для таможенных органов, поскольку, помимо толкования законодательства, он устанавливает дополнительные процедуры [работы ФТС], внедрить которые будет непросто. Например, диалог с участником ВЭД не регламентирован таможенным законодательством и может вызвать нарекания прокуратуры, поскольку срок проверки затянется. Однако ФТС попробует внедрить такую практику, чтобы таможенных исков стало меньше, а поступлений в бюджет - больше.
Если спор о правомерности корректировки таможенной стоимости дойдет до суда, ему нужно определить, нашли ли подтверждение конкретные доказательства недостоверности с учетом сведений, которые успела собрать таможенная служба и представил декларант. Если тот не смог себя оправдать по объективной причине, это не может повлечь принятие решения о корректировке (п. 10).
Суд не должен заниматься таможенным контролем, но ему фактически приходится это делать, когда недобросовестные участники ВЭД представляют доказательства своей правоты сразу в суд, минуя ФТС, рассказала Черкесова. В результате государство должно возвращать уже уплаченные таможенные платежи и компенсировать убытки за счет казны, пожаловалась начальница правового управления службы. В постановлении предусмотрены меры для борьбы с недобросовестными декларантами. Если они не предъявили доказательства на административном этапе, суд может принять их лишь в том случае, если их объективно невозможно было получить раньше. Например, если ФТС не дала возможности представить пояснения и возражения (п. 11).
Правка декларации и возврат средств - не одно и то же
Если таможенную стоимость товара скорректировали не в пользу декларанта, он (или его правопреемник) может потребовать от таможенного органа вернуть излишне уплаченную или взысканную сумму (п. 30). К заявлению он должен приложить документы, которые подтверждают переплату. Заявление должно быть рассмотрено в течение месяца, если одновременно с его подачей или ранее декларант инициировал внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и представил в таможенный орган документы, которые подтверждают необходимость таких изменений (п. 32).
Представитель ФТС Лариса Черкесова нововведением недовольна:
П. 32 проекта постановления объединяет в одну две самостоятельные процедуры: рассмотрение заявлений о внесении изменений в декларацию и о возврате излишне уплаченных (взысканных) средств. Чтобы проверить документы и внести изменения в декларацию, таможенникам достаточно 30 дней, но их на возврат платежей их может не хватить. После того, как принято решение изменить декларацию, на возврат нужно дать еще один месяц. Иначе будет формальный подход и увеличение количества споров в судах.
Не согласна была Черкесова и с п. 34. Там говорится, что если излишне уплаченные средства не возвращены в срок, установленный ч. 6 ст. 147 закона о таможенном регулировании, плательщик вправе взыскать их через суд в течение трех лет с того дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Поскольку при рассмотрении таких заявлений суды всегда ставят вопрос о правомерности действий таможенных органов, Черкесова предложила применять трехмесячный срок на обжалование незаконных решений госорганов, предусмотренный АПК РФ.
Ее поддержал и заместитель генерального прокурора Сабир Кехлеров, который подчеркнул, что указанные пункты постановления нуждаются в переработке, чтобы не были нарушены интересы государства.
Личные или на продажу?
Разъяснения, данные в п. 21-23, касаются споров, связанных с товарами для личного пользования. Согласно ст. 354 и 355 ТК ТС их декларируют и выпускают без помещения под таможенные процедуры. Однако нередко случается так, что мелкие предприниматели пытаются ввезти под видом вещей для себя товары, предназначенные для продажи. Отличить одно от второго поможет ряд факторов: начиная от личности гражданина, до количества и однородности товара, норм его потребления, числа членов семьи, частоты поездок за границу и так далее. При этом, последующая продажа привезенных вещей сама по себе не говорит о том, что они ввозились для предпринимательских целей. Вместе с тем, если лицо более двух раз продает товар, ввезенный для личного пользования - в следующий раз ему могут отказать в применении соответствующего режима.