Питерский бизнес сплотился против таможни, чтобы не увеличивать цены
Петербургские предприниматели-участники внешнеэкономической деятельности объединились в гильдию, чтобы вместе отстаивать свои права, в том числе в столкновениях с таможней. По словам предпринимателей, такие столкновения бьют не только по бизнесу: компании уже начали вкладывать таможенные риски в цену товаров, поэтому импортная продукция вскоре может серьезно подорожать.
Петербургские компании - импортеры, экспортеры, таможенные брокеры - создают Гильдию профессионального предпринимательства в области таможенного дела и ВЭД.
«Мы находимся на той стадии, когда нам необходимо объединиться и создать некую силу, которая будет рассматривать юридические вопросы и проблемы», - подчеркнул директор компании «Русский логистический провайдер» Руслан Кисс.
Проблем действительно много, и большая их часть связана с таможней.
«Напрочь отсутствует диалог между таможней и бизнесом. Принудительно, без каких-либо согласований реализуется концепция переноса таможенного оформления к границе», - подчеркнул он.
Концепция, по словам бизнесмена, себя не оправдывает. Созданная в 2008 году, она никак не учитывает объединение России, Белоруссии и Казахстана в Таможенный Союз. Объединение таможенных территорий позволит импортерам растомаживать грузы в Белоруссии и Казахстане, если их чем-то не устроит российская территория. А закрытие в рамках концепции Пискаревского и Выборгского постов уже создало огромные пробки из грузовиков на других пунктах таможенного оформления.
«С закрытием Пискаревского и Выборгского постов грузопоток на Санкт-Петербургской таможне сократился на 20%. Это значит, что где-то он должен был увеличиться: на Выборгской, Кингисеппской, Балтийской таможне. Но этого не произошло. Значит, с 1 июля все оформление перейдет в Белоруссию», - убежден Кисс.
По его прогнозам, в целом на Белоруссию переориентируются 40% импортеров, а Китай частично перейдет на оформление в Казахстане. А таможенное оформление - это не только пошлины в бюджет, которые потом все равно перераспределяются между странами-участницами союза. Это еще и инфраструктура: брокеры, склады временного хранения, то есть бизнес, который создает рабочие места и платит налоги в казну.
Но общая таможенная территория - дело хотя и недалекого, но все-таки будущего. А проблемы новая концепция создает уже сейчас, причем не только бизнесу, но и простым россиянам.
«Неэффективное таможенное регулирование - это риск, и он должен быть учтен. Поэтому сейчас компании начинают вкладывать этот риск в транспортную составляющую издержек», - пояснил Кисс.
А раз растут издержки на перевозку, значит, растет и цена товара, а это уже бьет по карману каждого, кто покупает импортные товары.
При этом владельцы постов Выборгский и Пискаревский не видят никакой логики в их закрытии.
«Наш инвестиционный проект начался как таможенный терминал. В дальнейшем, при обсуждении с городскими властями и таможенной службой, стало ясно, что нужна логистика. Мы создали генплан развития всей площадки. Чтобы избежать проблем, полностью выполнили концепцию ФТС 2006 года по закрытию небольших терминалов и переносу оформления на крупные посты, выполнили все требования, вплоть до высоты забора», - рассказал директор по инвестициям корпорации «Стерх» Константин Крутцов о проекте поста Выборгский.
Он подчеркнул, что компания была уверена в успешности этого проекта. Однако таможня сначала приостановила оформление на посту Выборгский из-за проверки, связанной с контрабандой, а потом закрыла пост в рамках концепции от 2008 года.
«В прошлом году мы задумались, создавать ли терминал на границе. Подсчитали, что для выполнения всех требований понадобится 4 года, причем порядка 14 месяцев уйдет, чтобы построить терминал, а все остальное - нормативное документальное оформление. Решили отложить этот вопрос, подождать гарантий от ФТС. А вдруг в 2010 году будет принята новая концепция?» - заявил Крутцов.
Его поддержал коллега, генеральный директор ЗАО «Трансфера интернешнл» Сергей Скорик. «Трансфера» владеет постом Пискаревским, также закрытым в рамках перенесения таможенного оформления на границу.
«Мы сами поставили подстанцию, провели электричество, водопровод, тепло. При этом 5 млн. долларов заплатили в городскую инфраструктуру. 52 млн. долларов ушли за землю, инвестиции в строительство», - рассказал он.
По словам Скорика, о том, что «таможня уезжает», компания узнала за неделю. «Мы сначала не поверили. Там работает 190 людей. Их я должен за 2 месяца предупредить об увольнении и выплатить зарплату. Должен что-то объяснить, это же люди», - подчеркнул бизнесмен.
При этом таможня планирует и дальше закрывать «лишние» посты «в связи с совершенствованием структуры таможенных органов». Как заявил журналистам начальник Северо-Западного таможенного управления Назип Галикеев, в Санкт-Петербурге должны остаться выставочный пост в «Ленэскпо» и автомобильный пост, который откроется к концу этого месяца.
«Мы хотим, чтобы был максимально загружен порт», - подчеркнул он.
Напомним, в связи с проверками по факту контрабанды одежды из Китая и Турции с начала марта этого года был закрыт Выборгский пост Санкт-Петербургской таможни, его планировалось открыть после завершения досмотра контрабандной партии товаров и полного служебного контроля.
Между тем, позднее ФТС сообщила, что Выборгский пост будет ликвидирован с 18 мая в связи с совершенствованием структуры таможенных органов, расположенных в Северо-Западном федеральном округе. Соответствующий приказ был подписан 10 марта Андреем Бельяниновым.
В конце марта прекратил работу Пискаревский таможенный пост.
В последних числах мая - начале апреля очереди на южных и юго-западных постах Петербурга составляли несколько сотен машин, которые ждали оформления по 3-4 дня.
БалтИнфо.ru; 15.04.10