25.06.18

ПГК загружает Китай

Объем перевозок экспортной продукции с Урала в КНР в вагонах Первой грузовой компании (ПГК) за последний год вырос в три с половиной раза, рассказал директор Екатеринбургского филиала компании Виталий Кущенко

— Какую динамику вы отмечаете в объемах грузовых железнодорожных перевозок из России в Китай и обратно?

— Могу привести статистику нашей компании, доля перевозок которой в зоне работы Свердловской железной дороги (СвЖД) составляет сегодня 11%. Мы наблюдаем поступательный прирост грузопотока в направлении Китая с 2015 года. По итогам прошлого года объем перевозок экспорта в Китай составил 68,8 тыс. тонн грузов, что в 3,5 раза превышает аналогичный показатель 2016 года.

В структуре экспортных поставок продукции уральских предприятий в Поднебесную преобладают химикаты и сода. Эта номенклатура заняла 52% в объеме перевозок Екатеринбургского филиала ПГК в этом направлении в 2017 году. На втором месте — химические и минеральные удобрения (25%), далее огнеупоры (8%), железная и марганцевая руда (4%), бумага (4%), продукция деревопереработки (4%), нефть и нефтепродукты (3%).

Отмечу, что в зоне работы нашего филиала есть два крупных предприятия, которые выпускают нефтяной кокс — «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» в Пермском крае и Антипинский НПЗ в Тюменской области. Кокс пользуется большим спросом, в том числе и в Китае, он грузится большими мешками в полувагоны. Вообще в полувагонах, если измерять в тоннаже, мы перевозим в Китай около 60% грузов уральских предприятий.

— А что касается перевозок китайского импорта на Урал?

— В этом году мы не перевозили грузы из Китая, поэтому трудно отследить динамику. Традиционно, в китайском импорте преобладают машины и оборудование, шины, автозапчасти, а также товары народного потребления (одежда, игрушки, бытовые изделия, электроника). Здесь востребованы перевозки в крытом подвижном составе.

— Какова конечная точка вашей доставки в китайском направлении?

— Это пункты перехода. Наши вагоны доходят только до границы, затем груз перегружается в другой подвижной состав. В Китае уже другая колея. Также и в обратном направлении.

— Растет ли доля транзитных грузов через Уральский регион из Китая в Европу и обратно?

— Да, объемы таких перевозок растут. В связи с этим сегодня разрабатываются два железнодорожных транспортных коридора. Первый — в рамках китайской концепции «Один пояс и один путь». Он пройдет из Китая в Европу через Казахстан и Россию. Для этого строится большой логистический центр в Челябинске, являющемся одним из перевалочных пунктов на этом пути. Второй путь, более длинный — через восточную часть России по Транссибу.

В обоих случаях транзит будет осуществляться через Уральский регион. И нам важно подхватить этот поток, ведь параллельно будут развиваться и другие сегменты транспорта. Например, Северный морской путь — прямой конкурент железнодорожного транзита через Россию. В нашем филиале объективно оценивают новые возможности и делают все возможное для удовлетворения растущего спроса на транзит. Совместно с сотрудниками СвЖД мы сокращаем время простоя вагонов на всех этапах перевозочного процесса, решаем задачи по своевременному предоставлению локомотивов и сохранности подвижного состава.

— Виден ли прогресс в сокращении сроков доставки по железной дороге грузов в китайском направлении?

— В последние годы все участники рынка грузовых железнодорожных перевозок активно работают над ускорением оборота вагона. Это способствует сокращению времени нахождения грузов в пути. Например, в 2017 году оборот вагона на сети РЖД снизился почти на сутки. Что касается нашего региона, у нас развиваются пункты перехода, сортировочные станции, ведется строительство третьего пути.

Сроки доставки грузов в китайском направлении также во многом зависят от пунктов перехода и сезонности, потому что летом ведется большой объем ремонтных работ. В настоящее время средний срок доставки грузов в китайском направлении со станции Екатеринбург-Товарный до пограничного перехода Достык на казахстанско-китайской границе составляет 15 суток, до российской станции перехода Забайкальск в Забайкальском крае — 26 суток, а до станции перехода Гродеково в Приморском крае — 39 суток.

Проделана большая работа, но мы видим дополнительные резервы для ускорения оборота вагона. Поэтому постоянно совершенствуем качество работы с грузоотправителями и грузополучателями, а также РЖД. Уверен, общими усилиями мы сможем еще улучшить эксплуатационные показатели работы парка.

Эксперт-Урал