04.02.08

Перспективы сотрудничества таможни и бизнеса с помощью информационных технологий

Весь цивилизованный мир работает через систему представителей, будь то в сфере юридических услуг, финансовых или других. Практически все респектабельные компании работают именно так. В области взаимоотношений участника внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) и таможенных органов, это таможенный брокер.

Таможенный брокер - это юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основании лицензии Федеральной таможенной службы, который гарантирует качественно и с наименьшими затратами для участника ВЭД, в его же интересах осуществит внешнеэкономическую операцию. Причем все риски, связанные с такими операциями, брокер при необходимости берет на себя. Таможенные брокеры, безусловно, полезны. Они принимают на себя меру ответственности за совершаемые действия, коэффициент доверия к ним со стороны таможенных органов выше. Они связаны договорными отношениями с экспедиторскими компаниями и складами временного хранения или сами являются таковыми. Польза государству даже не обсуждается: налоги, ответственность, профессионализм.

Исходя из того, что декларант - лицо, которое декларирует товары, либо от имени которого декларируются товары (ст. 11 Таможенного кодекса РФ) вытекает следующее: крупные участники ВЭД имеют в штате специалиста или подразделение, отвечающее за таможенного оформление товаров, связанных с деятельностью организации.

Именно этой лазейкой пользуются в своей работе «серые» брокеры, которые, не обладая статусом таможенного брокера или участника ВЭД, декларирующего собственные товары, принимаются за таможенное оформление грузов сторонних организаций, по сути, не имея на это никакого права. Осуществляется это простым составлением трудового договора, по которому специалист «серого» брокера работает в организации, оформляющей в таможенном отношении свой товар. Именно поэтому, выделить реальную долю «по серому» оформленных ГТД весьма проблематично. По некоторым оценкам, «серая» доля приблизительно равна доле участников ВЭД.

От того, что большая часть товаров и транспортных средств оформляется «серыми» брокерами, государство теряет налоговую составляющую от их деятельности, а клиенты постоянно рискуют. Ведь именно в этой доле наиболее высок процент нарушений таможенных правил, так как ни таможенный брокер, ни реальный грузополучатель не поставит свою печать на заведомо «неправильную» грузовую таможенную декларацию (далее ГТД).

Сегодня именно добросовестные участники ВЭД и таможенные брокеры уязвимы в своей деятельности по сравнению с так называемыми «серыми» брокерами, так как их деятельность прозрачна.

Одним из направлений борьбы с «серыми» брокерами является совершенствование технологии оформления товаров и транспортных средств, в части ускорения и упрощения процесса. И такая технология есть - это электронное декларирование.

Электронное декларирование- это совершенно новый вид взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, предполагающий более высокую культуру и более эффективное использование ресурсов за счет технических средств и информационных технологий. Преимущества применения новой технологии очевидны как для таможенной службы, так и для бизнеса: безбумажная технология, позволяющая упростить и ускорить таможенное оформление, минимизировать накладные расходы.

Так, как правило, организацию работы с внедрением электронного декларирования могут позволить крупные участники ВЭД, которые имеют постоянные потоки и соответственно финансовые средства на организацию электронного канала. Средние и мелкие участники ВЭД, как правило такой возможности не имеют, и просчитав затраты по каждой партии и пользуются услугами «серых» брокеров, которые оценивают свои услуги значительно ниже нежели таможенный брокер. Это и понятно, ведь в большинстве своем, они работают по наличному расчету.

В Находкинской таможне два таможенных поста: Морской порт Находка и Морской порт Восточный имеют достаточную техническую оснащенность и включены в Перечень таможенных органов оформляющих товары и транспортные средства в электронном виде.

Электронное декларирование - это процесс, который предусматривает предоставление таможенному брокеру, а затем, от него таможенному инспектору, совокупности всех сведений о товарах и транспортных средствах, подлежащих таможенному оформлению, в формализованном виде. В идеале, эта информация должна предоставляться из-за рубежа, от поставщика товара. На основании этих данных, содержащихся более чем в 11-ти документах, таможенный брокер может заранее, до прихода транспортного средства на таможенный терминал, подготовить электронную ГТД (ЭГТД).

По сути дела, по приходу товара, если загрузка соответствует предварительно высланным документам, и отправитель не производил каких-либо изменений в номенклатуре товара или их количестве - мы имеем уже практически заполненную таможенную декларацию. Далее таможенному брокеру только остается внести туда сведения о транспортном средстве и в электронном виде переслать на автоматизированное рабочее место таможенного инспектора. Сотрудник таможни проверяет сведения, заявленные в ЭГТД, и принимает решение о выпуске товаров соответствии с заявленным таможенным режимом. Надо отметить, что в этом процессе используются документы в электронном виде, которые носят как долгосрочный характер, например - контракт, так и документы только на данную поставку - инвойс, упаковочный лист, сертификат и т.д. Наиболее выгодно применение электронного декларирования при перемещении товаров по долгосрочным контрактам, а также оформление деклараций с большим количеством наименований товаров.

Для справки: С 3 марта 2008 года при декларировании товаров участниками внешнеэкономической деятельности документы, предоставляемые в электронном виде, будут приниматься таможенными органами только в XML – формате. Прессс-лужба ДВТУ 04.02.08