Перевозки по Северному морскому пути активно растут
По территории России проходит Арктический экспресс номер один - именно так порой называют самый удобный и короткий маршрут по Северному морскому пути из Китая в Европу и обратно. Он стартует в Шанхае, следующая точка - порт Архангельска, а далее грузы "подхватывает" железная дорога и доставляет их в города европейской части РФ, в том числе в Москву и Санкт-Петербург.
Китай планирует проводить такие перевозки максимум за 25-27 дней - в два раза быстрее, чем через альтернативные морские пути. Об этом на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге заявила председатель одной из крупнейших судоходных линий Поднебесной Фан Юсинь.
Но чтобы освоить самую северную "дорогу" планеты, российским экспортерам придется преодолевать ледовые торосы, финансовые "пороги" и "бумажные" барьеры. Как это сделать с наименьшими потерями? Предложения также были озвучены в рамках ПМЭФ-2024.
- Государство должно инвестировать в ледокольный флот как в инфраструктуру. А суда, которые перевозят грузы - это уже должен быть бизнес. Тогда мы сможем быть конкурентными, - отметил специальный представитель президента по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин.
Он подчеркнул - очень важно, чтобы сегодня по СМП пошли контейнерные перевозки. Особенно в свете того, что объем грузов между Юго-Восточной Азией и Европой очень значительный, а Транссибирская магистраль и Восточный полигон в целом обеспечить этот объем не могут. Севморпуть способен пропустить грузы, но с условием дополнительных железнодорожных "дверей". По мнению Игоря Левитина, России нужны еще минимум один или два железнодорожных выхода на Северный морской путь плюсом к уже имеющимся в Мурманске, Архангельске и Владивостоке. Спецпредставитель президента назвал и территории, на которых могут появиться новые железнодорожные выходы на СМП - в районе Урала или Сибири. Они смогут повысить конкурентоспособность главной арктической дороги.
На форуме также подтвердили: во время навигации 2024 года Архангельск и Шанхай впервые свяжут как минимум десять рейсов по арктическим морям. Основной груз, который отправляется сегодня из столицы Поморья в Поднебесную - продукция ЛПК. Объем ее поставок в восточном направлении вырос кратно, наметился даже дефицит (достаточно сказать, что сейчас товарооборот Архангельска и КНР составляет более 30 процентов от объема всей внешней торговли региона). Но сегодня важно систематизировать поставки.
- Грузоотправители должны быть уверены, что, сделав выбор в пользу Северного морского пути, они будут иметь понятную прогнозируемую перспективу по объемам грузоперевозок на ближайшие пять-шесть лет, что позволит им не бояться потерять слоты в других привычных им портах перевалки и транспортировки грузов, - отметил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
Глава региона предложил также упростить поставки продукции в другие страны и ввести трансграничный электронный документооборот для российских экспортеров. Зачем это нужно? Сегодня, к примеру, даже на небольшую партию продукции, которая отправляется в Китай, отечественные экспортеры вынуждены оформлять фитосанитарный сертификат. Далее эта бумага отправляется обычной почтой в КНР, причем ждать, пока она достигнет адресата, приходится примерно 10 дней.
Вместе с тем, если удастся сгенерировать "кнопку" электронного документооборота, время в пути сократится в десять раз. Отметим, что сегодня именно таким образом уже настроена система оформления электронных таможенных деклараций - контакта с сотрудниками таможенной службы больше не требуется, экспортер получает документы с QR-кодом, после чего предъявляет их по месту требования. Более того, подача электронных деклараций сейчас стала возможна и при взаимодействии с Федеральной налоговой службой, когда необходимо быстро подтвердить процентную ставку при экспорте товаров за пределы ЕАЭС.
Китай планирует перевозить грузы по Северному морскому пути за 25-27 дней - в два раза быстрее, чем по альтернативным маршрутам
- Внедрение трансграничного электронного документооборота - серьезная амбиция, которую мы готовы реализовать, - отметила глава Российского экспортного центра Вероника Никишина. - Мы видим огромный спрос на такую услугу. Конечно, для этого необходимо пройти ряд бюрократических процедур, но такую задачу мы ставим.
Но главный вызов для покорителей СМП всех времен и народов - суровые погодные условия. В ближайшие 50 лет, по прогнозам Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), площадь льда будет сохраняться примерно в той же динамике, что и сейчас.
Грузоотправители должны быть уверены, что, сделав выбор в пользу СМП, они будут иметь понятную перспективу по объемам грузоперевозок на пять-шесть лет
- Вся инфраструктура здесь располагается в зоне многолетних мерзлых пород и без оценки того, как будет себя вести в условиях меняющегося климата мерзлота, выстраивать долгосрочные планы на 10-20 и 30 лет нельзя, - предупредил директор ААНИИ Александр Макаров.
Как сделать водный безопасным? Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков рассказал, что в ближайшие годы на территории страны не останется арктических зон, не "прикрытых" МЧС. Причем в единых аварийно-спасательных центрах будут базироваться и медицина, и морская спасательная служба. Союз этих ведомств - объективная необходимость, так как риски для высокоширотного судоходства останутся высокими. Кстати, прогнозы для экономики СМП также не изменились. На форуме напомнили, что в следующие 11 лет (до 2035 года) по Северному морскому пути запланировано перевезти 1,8 миллиарда тонн грузов общей стоимостью 111 триллионов рублей. При этом бюджет страны получит 20 триллионов рублей налоговых поступлений. Бизнес уже инвестировал средства в производство этих грузов. Алексей Чекунков подчеркнул, что довести их до потребителя - одна из самых важных задач для российской экономики. С производителями этих товаров заключены трехсторонние соглашения. А к 2031 году грузопоток по СМП должен превысить 200 миллионов тонн грузов.
- Для сравнения: в 2012 году грузооборот по СМП составлял один миллион тонн, - рассказал глава ведомства. - С другой стороны, нам нужно в разы увеличиваться - учиться возить грузы внутри России по СМП. Для этого с 2022 года вместе с "Росатомом" мы осуществляем субсидированные каботажные рейсы. На протяжении полутора лет их проводил атомный лихтеровоз "Севморпуть", а сейчас на конкурсной основе привлекаются и другие суда. В итоге если в 2022 году было восемь судозаходов, в 2023-м - 16, то в этом году запланировано уже 18. Цель - "раскатать" маршрут, показать грузоотправителям, что СМП - это не страшно, это предсказуемо, и, что очень важно, по стоимости это также, как железная дорога.