11.06.19

Перевозка грузов по Севморпути должна вырасти в разы

В ходе Петербургского международного экономического форума «Норникель», «Росатом», DP World и РФПИ подписали стратегическое соглашение о развитии Северного морского пути, которое позволит в несколько раз увеличить объемы перевозки грузов и повысить роль морской магистрали в развитии транспортной системы России.

Арктика сегодня является одной из территорий, которые определяют будущее российской экономики: новая стратегия ее развития до 2035 года должна быть разработана уже в этом году. В число первоочередных задач стратегии входит развитие Северного морского пути как главной трассы для транспортировки грузов, объем которых должен значительно вырасти.

Соглашение между крупными компаниями позволит совместно изучить наиболее эффективные варианты коммерческого использования магистрали. Сегодня по СМП, имеющему протяженность более 14 тысяч км (от Владивостока до Санкт-Петербурга), перевозится около 18 млн тонн ежегодно.

В перспективе грузопоток может увеличиться до 80 млн тонн.

На первом этапе участники соглашения будут разрабатывать стратегию увеличения эффективности использования Севморпути. В частности, будет проработан запуск линейных перевозок контейнеров и оценен потенциальный объем финансирования строительства дополнительного флота ледового класса, ледоколов и портовой инфраструктуры. Кроме того, предстоит решить важные задачи обеспечения промышленной безопасности и охраны окружающей среды при грузоперевозках.

Каждая из сторон владеет определенным кругом компетенций: так, госкорпорация «Росатом» является инфраструктурным оператором Севмпорпути и управляет единственным в мире атомным ледокольным флотом – в его составе четыре действующих судна: «Ямал», «Таймыр», «Вайгач» и «50 лет Победы».

«Норникель», имея основные производственные мощности на Крайнем Севере на территории Красноярского края, располагает большим опытом грузоперевозок по Севморпути, а также является ключевым участником северного завоза в удаленные территории региона через крупные реки Сибири.

Российский фонд прямых инвестиций имеет опыт привлечения иностранного капитала в крупные инвестпроекты, а арабская компания DP World является одним из крупнейших в мире портовых операторов, специализируясь на портовой логистике и терминальном обслуживании. В проекте она может выступить в качестве инвестора, поскольку имеет соглашение с РФПИ о вложении в российскую экономику до $2 млрд.

«Совместная работа позволит усовершенствовать в том числе и бизнес по управлению портами и флотом, который является непрофильным для «Норникеля». Здесь мы видим опять же хороший пример сотрудничества частной структуры с государством по развитию арктической тематики», – считает президент «Норникеля» Владимир Потанин.

Особую важность при этом приобретает и экологическая тема:

по словам Потанина, расширение возможностей Севморпути требуется в том числе для реализации масштабного Серного проекта, который сейчас является главным в программе экологических преобразованиях «Норникеля» на севере края. Выбросы диоксида серы в Норильском промрайоне в результате его осуществления должны сократиться на 75%.

«Я бы сказал, что заключение соглашения – необходимое условие для расширения грузоперевозок. То есть все планы, которые мы строим по утилизации серы после реализации нашего экологического проекта по улавливанию серы; по расширенному производству наших металлов, — все это требует не только портовой инфраструктуры, но и мощностей ледокольного флота», – подчеркнул президент «Норникеля».

Специально созданная из представителей «Норникеля», «Росатома», РФПИ и DP World рабочая группа в ближайшее время займется анализом ситуации и подготовкой технико-экономической оценки проекта развития Севморпути. Результат этой работы должен быть представлен через полгода.

ДЕЛА.ru