Перевозчики Карелии переходят на сборные грузы
В условиях пандемии нового COVID-19 бизнес рассчитывает, в том числе, на электронный документооборот и лизинговые меры поддержки.
Рост объемов
По данным ТПП России, оборот коммерческого рынка автомобильных грузоперевозок в стране за прошлый год сократился на два процента, но по-прежнему составляет существенную долю в экономике.
Счет громаден: оборот доходит до 800 миллиардов рублей, а общий «тоннаж» до 1,4 миллиарда. Фокус заказов сместился в сторону так называемой «полной загрузки», когда маршрут или аренды машины оплачиваются полностью.
«Специфика карельского рынка в „грузооборотном смысле“ — это промпроизводство, — говорит представитель одной из карельских компаний. — В большинстве фур — лес, минеральная продукция, топливо, металлы. Поэтому на сборные грузы (условно: когда машины от разных заказчиков движутся по одному направлению на одной фуре) приходится где-то 15 процентов рынка. Особые и опасные грузы — это менее десяти процентов оборота. Но „сборников“ в последнее время становится все больше».
Оптимизм внушает и статистика. В 2020 году объемы перевозки грузов и грузооборот автомобильным транспортом в Карелии чуть «просел» (с 2102,0 до 1675,3 тысяч тонн и с 258,5 до 257,2 млн тонно-километров соответственно). Однако, по данным Карелиястата, за первые пять месяцев этого года тот же грузооборот уже «показал» 238,5 миллиона тонно-километров, что оказалось на 8,3 процента выше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Есть и другие факторы, от заказчиков и исполнителей мало зависящие. Это инфраструктура и соответствующее государственное финансирование. Еще в 2018 году в Минэкономразвития отмечали: «отсутствие масштабной федеральной помощи повлияло на сохранение неудовлетворительного положения дел в отношении строительства новых автомобильных дорог и ремонта существующих».
«От состояния дорог зависит срок амортизации машины: это очевидно, — добавляет Андрей В., дальнобойщик из Петрозаводска с двадцатилетним стажем. — На „убитой“ фуре много не увезешь, но сегодня многие наши ребята говорят, что стало гораздо лучше. Федеральные трассы ремонтируются, поэтому растет скорость доставки. То есть, объемы тоже растут. Да и наши боссы сегодня активно переходят на „сборку“ [сборные грузы. — Прим. Ред.]: говорят, что так сегодня выгоднее и удобнее. Можно в случае чего быстро менять маршруты, состав на линиях».
Эксперты также отмечают: именно сегмент сборных грузов сегодня может составить хорошую альтернативу «единой загрузке», тем более что многие лидеры рынка постепенно меняют структуру и логистику поставок.
Электронная польза
По словам менеджера одной из крупных транспортно-экспедиторских компаний, филиал которой находится в Петрозаводске, хорошую альтернативу традиционному «прому» сегодня составляет и и ритейл.
По подсчетам экспертов, его рост за последний год в Карелии составляет 40-45 процентов. А с количественным и качественным переходом на Интернет-торговлю в обозримом будущем темпы этого роста могут только вырасти. Потому большие надежды возлагаются на электронную коммерцию — так называемую e-commerce.
По мнению экспертов, тенденция поможет не только обеспечить прозрачность расчетов транспортных компаний, но и сформировать еще более полный «пул» господдержки.
Малый и честный
Так или иначе, сегодня в Карелии около двух третей перевозчиков — это малый бизнес, с несколькими машинами в гараже. За промышленную «крупногабаритку» он, разумеется, не берется, но успешно занял нишу «квартирных переездов». И многие сегодня идут по тому же пути, что и «коллеги» из городов-миллионников. То есть, комплексному.
«Сегодня просто перевозить груз из точки А в точку Б — уже недостаточно, — отмечает один из собеседников „КарелИнформа“. — Клиентам нужен комплексный сервис, я взял в аренду грузовик с краном, нашел водителей, изучил строительный рынок. Пришлось вложиться, но за два-три года машины должны окупиться. Тем более что сегодня заказов — выше крыши».
Однако «палки в колеса» может вставить… наличный расчет с клиентами. Конкуренты могут часто «демпинговать», что сказывается и на качестве услуг. Другое дело, что такая непрозрачность — основная проблема всей сферы грузоперевозок.
Наблюдатели говорят о том, что где-то половина участников отрасли работает «по-серому». Кабмин же не первый год пытается решить эту сложность. Например, в 2020 году крупные перевозчики экспериментально перешли на использование электронных накладных. В Торгово-промышленной палате РФ это называют одним из коротких путей к обелению рынка.
«Это эксперимент: он себя зарекомендовал позитивно, — говорит председатель Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. — Естественно, он будет внедрён в обязательном порядке. Всех заставят таким образом оформлять все документы. Всё прозрачно. Вы в электронном виде видите и налоговая служба может посмотреть. Вот они путевые листы, значит должна быть начислена вот такая зарплата. Никто ни в какие серые схемы не пойдёт. Потом и по грузам, кто куда поставлял и какие грузы».
Каждому — по потребностям
«Серые» схемы зачастую используются в том случае, когда государство начинает самоустраняться от финансовой поддержки бизнеса. И это — не про грузоперевозки. Средний бизнес, например, сегодня активно использует льготные лизинговые инструменты — на обновление автопарка. Однако сегодня льготные кредиты выдаются наименее рисковым перевозчикам. То есть, тем, что работают со своими грузами. Или имеют большой парк грузовиков.
По мнению Торгово-промышленной палаты России, подход в оказании помощи можно изменить, чтобы на поддержку могли рассчитывать и малые грузоперевозчики.
«Одно из наших предложений, которые сформулировала наша палата, — это создать специальную лизинговую программу обновления для малых и средних компаний, — говорит Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России. — Мы полагаем, что здесь должны быть дополнительные критерии. Это его платёжеспособность, это его надёжность с точки зрения того, как он платил налоги в предшествующие периоды, что он зарплату платит «в белую».
В цифру
Цифровизация повлияла не только на крупные грузоперевозки в Карелии. Сегодня в том же Петрозаводске насчитывается несколько десятков компаний, которые предоставляют услуги грузового такси.
Участники отрасли отмечают: рынок стал бурно развиваться несколько лет назад, когда стало понятно, что процедурная модель заказа такси успешно может быть соединена с моделью грузоперевозок.
Со временем бизнес пришел к выводу, что большую помощь в деле может оказать упомянутая цифровизация. И оказывает. Стратегии поменялись: в первую очередь, для того чтобы быть лабильнее к рынку.
«B2B-бизнес стал активнее и продуктивнее взаимодействовать друг с другом, — отмечает менеджер одной из петрозаводских компаний. — Что важно, клиентоориентированность не только не теряется, но и становится еще более восприимчивым к текущим потребностям заказчиков».
Цифровая транспортная компания работает просто: система получает междугородний заказ и в режиме онлайн определяет, кто из перевозчиков чаще бывал на этом маршруте. Затем программа отфильтровывает тех, кто географически находится ближе — и оставляете тех, кто будет разгружаться рядом с местом загрузки нового заказа.
Далее «кандидаты»-перевозчики получают уведомление и вносят свои ценовые предложения. Кто меньше — тот и поехал.
«Золотое правило» в этом бизнесе — внушительная база перевозчиков, — отмечают участники рынка. — А она зависит от регулярности заказов в системе, ведь зарабатывать надо всем. Поэтому нам выгоднее крупный клиент, хотя от других тоже отказываться не стоит».
***
Многие инициативы кабмина, связанные с выводом рынка грузоперевозок «из тени», пока находит отклик у крупных игроков отрасли. В то же время миллионы фур в России принадлежат частникам и ИП, которые готовы работать по правилам и также хотят пользоваться программами поддержки — наравне с «воротилами». И это равноправие — верный бизнес-вектор.