Перемены в режиме on-line
Техническое оснащение таможенных постов Северо-Запада РФ увеличивается, однако их пропускная способность пока оставляет желать лучшего, вынужден был признать начальник Северо-Западного таможенного управления генерал-майор Михаил Прокофьев на недавней пресс-конференции.
В 2007 году внешнеторговый оборот СЗФО, по данным СЗТУ, достиг $105,2 млрд (+15% к 2006-му). Экспорт - $62,7 млрд (+4%), а импорт - $42,5 млрд (+37%). Доля стран дальнего зарубежья в товарообороте региона составила 97%.
На экспорт в основном шла продукция топливно-энергетического комплекса, металлы и изделия из них, древесина и продукция ЛПК, бумага и картонные изделия. Ведущие страны-контрагенты остались прежними: Нидерланды, Великобритания и Финляндия. А всего в списке - 164 контрагента.
Импорт в СЗФО поступал из 180 стран. Основными партнерами стали Китай, Германия и США. Они поставляли прежде всего продукцию машиностроения и нефтехимии, а также продовольствие.
Оборудование новое - процедуры старые
Солидные объемы внешнеторгового оборота заставляют таможенников Северо-Запада модернизировать посты. В частности, в 2007 году были введены в эксплуатацию стационарные инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) в Бурачках, Убылинке, Торфяновке и Брусничное Выборгской таможни. Еще 7 мобильных комплексов направлены в Архангельскую, Багратионовскую, Балтийскую, Великолукскую, Калининградскую и Псковскую таможни. Однако поступление на посты такого современного оборудования для досмотра контейнеров и транспортных средств ускорило таможенные процедуры только на 5%.
В теории оборудование для приема электронных деклараций в СЗФО установлено только на 28,7% пунктов пропуска. На практике их принимали лишь на 18 постах. В целом в 2007 году было обработано 25 тыс. электронных документов - при том, что общее число деклараций превысило 1 млн. Электронное декларирование остается неполным, основная часть таможенной документации все равно находится в бумажном виде, что определяет скорость оформления грузов. Причем, как заметила заместитель руководителя ФТС Татьяна Голендеева на другой пресс-конференции - в Москве, дальнейшему совершенствованию системы электронного декларирования мешают не столько технологические проблемы, сколько нюансы российского законодательства - начиная с некоторых норм Налогового кодекса РФ.
Руководитель Федеральной налоговой службы Андрей Бельянинов недавно на выступлении в Совете Федерации назвал причины, по которым тормозят таможенные реформы. В частности, остается противоречие между принимаемыми мерами по оптимизации таможенных процедур с фискальными задачами: таможенники на 2008 год получили плановое задание по сборам пошлин на 4 трлн руб. Это почти столько же, сколько в госказну поступает от сбора налогов.
В других странах доля таможни в доходах бюджета не превышает 10-12%.
Создание Федерального агентства по обустройству госграницы также пока не решает всех возложенных на него задач. Наконец, в РФ уже год действует закон о сокращении количества проверяющих до двух служб - пограничной и таможенной. Но он не выполняется...
Структурные подвижки
Михаил Прокофьев в Петербурге говорил в том же русле, что и руководство ФТС. Прогресс, безусловно, есть, но общая ситуация не меняется. У инспекторов остается немало способов притормозить груз, и при этом они формально оказываются не виноваты. Скажем, если на посту не получают нужный документ, оформленный без ошибок, счетчик времени нахождения груза под досмотром останавливается. Задержки могут возникнуть и по вине других контрольных служб на границе.
В 2007 году СЗТУ перевыполнило свой план на 2,02%, перечислив в доход федерального бюджета более 612,9 млрд руб. Однако в ходе преобразований в его структуре сборов произошли изменения. В частности, таможенный пост в порту Приморск (Выборгская таможня) был преобразован в Северо-Западный энергетический таможенный пост и переподчинен Центральной энергетической таможне. В результате доля вывозных таможенных сборов сократилась, а доля импортных - возросла.
В марте 2008 года отряду СЗТУ предстоит очередная `потеря бойцов`: предполагается вывод из его состава СЗТУ в отдельное ведомство калининградского подразделения: оно превратится в Единую калининградскую областную таможню, которая напрямую будет подчиняться ФСТ. Сейчас в калининградском анклаве действует 10 таможенных постов.
Еще одна перемена в СЗТУ, с которой придется столкнуться предпринимателям в 2008 году, связана с институтом таможенных брокеров. Им предложено обменять квалификационные аттестаты. Персоналу компаний сдавать экзамены и проходить программы повышения квалификации, говорят, при этом не придется. Но избежать `разговора по душам` брокерам не удастся. Речь пойдет о качестве их работы.
Эконогмика и время 18.02.08