ОТЛК создадут в три этапа
Объединенную транспортно-логистическую компанию (ОТЛК) — совместную компанию стран ТС по организации железнодорожных контейнерных перевозок — планируют создать в первом полугодии, хотя ранее предполагалось это сделать в I квартале этого года.
Рамочное соглашение о создании ОТЛК было подписано в Санкт-Петербурге в июне 2013 года на заседании глав правительств Беларуси, Казахстана и России. Затем в октябре в ходе проведения международного железнодорожного бизнес-форума "Стратегическое партнерство 1520: Центральная и Восточная Европа" в Минске стороны заключили соглашение о базовых принципах создания и деятельности компании.
В ноябре 2013 года руководители администраций железных дорог стран "тройки" подписали план-график мероприятий по созданию ОТЛК, который предусматривал создание компании уже в I квартале 2014 года.
Тогда предполагалось, что РЖД внесут в ОТЛК 50% "Трансконтейнера" и 100% "РЖД Логистики", Казахстанские железные дороги - акции ряда "дочек", в том числе "Казтранссервиса" и "Кедентранссервиса", а Белорусская железная дорога (БЖД) - терминалы в Бресте и активы "Белинтертранса".
В Москве над проектом работала группа профильных специалистов "тройки". Было создано ООО "Проектный офис ОТЛК", которое будет работать до создания ОАО "Объединенная транспортно-логистическая компания". Однако с созданием этой компании, вероятно, возникла некоторая заминка.
11 мая в Минске проект обсудили премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович и президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Владимир Якунин.
В Правительство РФ пакет документов по созданию ОТЛК был внесен еще в марте. "Сегодня мы приехали доложить, что в части, касающейся железнодорожников, соответствующих профильных министерств, мы выполнили свою работу", - сообщил журналистам В. Якунин.
Со своей стороны М. Мясникович отметил, что участники одобрили проекты устава и внутренних документов ОТЛК, согласовали проект бизнес-плана, и, по его словам, "настало время входить в фазу принятия решений".
Очевидно, что процедура формирования уставного капитала ОТЛК скорректирована. Предварительно согласованы три этапа формирования уставного капитала ОТЛК. На первом этапе РЖД внесет неденежный вклад в виде пакетов акций ОАО "ТрансКонтейнер" (50% плюс 2 акции) и ОАО "РЖД Логистика" (100% минус 1 акция), БЖД и АО "НК "КТЖ" - денежные средства по 1 млн. USD в эквиваленте.
В течение следующих 2 лет будет формироваться база активов ОТЛК путем внесения акций профильных обществ АО "НК "КТЖ" и БЖД "при обязательном получении всех необходимых одобрений", отмечает пресс-служба белорусского правительства. При этом в модель расчета ОТЛК закладывается пакет акций моделируемого совместного предприятия в Бресте с участием ОАО "ТрансКонтейнер". Бизнес-план этого проекта разрабатывается.
Финальным этапом формирования уставного капитала ОТЛК должно стать выравнивание сторонами своих долей в нем (до 33,3%). Достичь паритета планируется в течение 7 лет с момента создания компании.
Между тем ранее министр транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолий Сивак обратил внимание, что при расчете ожидаемого экономического эффекта от железнодорожного транзита китайских грузов, на которые прежде всего будет ориентироваться ОТЛК, целесообразно учесть протяженность пути по территориям трех стран. По его словам, протяженность пути, который проходит груз по БЖД, также является расчетной величиной, влияющей на то, "в какой части БЖД может участвовать в проекте создания ОТЛК". "Или это 33%, или пропорционально этой протяженности", - сказал А. Сивак.
По его словам, итоговое решение по форме участия БЖД (а это госпредприятие) в ОТЛК будут принимать правительство и президент.
Инициаторы проекта ожидают, что он будет не только конкурентоспособным, но и доходным. Ведь задача у единого оператора "тройки" амбициозная: перетянуть на себя часть грузов в китайско-европейском направлении. ОТЛК рассчитывает занять 60% рынка контейнерных грузоперевозок в евроазиатском направлении и охватить около 7% товарооборота между Китаем и Европой.
Благодаря реализации проекта к 2021 году планируется обеспечить транзит контейнерных грузов в направлении Китай - ЕС в объеме около 1,1 млн. контейнеров.
В частности, Беларусь связывает с созданием ОТЛК надежды на увеличение транзитного контейнеропотока в 4,5 раза, объемов переработки контейнеров на станции Брест Северный - в 6,8 раза с объемом инвестиций в развитие терминально-складской инфраструктуры около 25 млн. USD.
В целом для Беларуси мультипликативный эффект к 2021 году может составить, согласно оценкам, около 1 млрд. USD прироста ВВП.
Однако для того чтобы ОТЛК стала, как планируется, единым интегратором, девелопером и оператором евразийской транспортно-логистической системы, сторонам еще предстоит выработать единую маркетинговую политику, сквозные тарифы, а также синхронизировать технологии обслуживания грузов.
Белорусы и рынок