Откровенный разговор
Руководитель Федеральной та моженной службы Андрей Бельянинов провел встречу с журналистами, посвятив ее итогам работы ФТС России в прошедшем году и задачам на год нынешний.
Достигнутые результаты трудно не заметить и не оценить. План по сбору таможенных платежей, определенный таможенной службе страны на 2006 год- 2,136 триллиона рублей - значительно перевыполнен. Только по состоянию на 20 декабря эта сумма составила 2,747 триллиона. Конечно, это во многом объясняется конъюнктурой мирового рынка, в частности, ценами на нефть. Но не только. Рост произошел и по импортной составляющей, то есть ввезенным товарам. Нынче она достигла 33 процентов от общей суммы, или 920 миллиардов рублей. И здесь видно явное усиление административного ресурса таможни: ведь экспортные платежи строго фиксированы и их, в принципе, нетрудно предсказать, даже не обладая даром провидения Мишеля Нострадамуса.
Предваряя вопросы журналистов о пресловутых пробках на границе, А. Бельянинов посетовал: во всех проблемах внешнеэкономической деятельности под горячую руку обязательно попадает таможня. Хотя, по большому счету, такая ситуация должна быть заботой и Минтранса, и ОАО «РЖД», и морских портов. Поскольку история повторяется не первый год В условиях предновогоднего торгового ажиотажа пункты пропуска на границе России со странами Балтии и Финляндией оказались элементарно не готовы принять возросший товаропоток. В качестве мысли, не претендующей на истину в последней инстанции, прозвучала и такая: дело отчасти еще и в том, что у нас автодороги бесплатны для проезда грузового транспорта.
К несомненным успехам прошедшего года, которые проявятся в году наступившем, Андрей Юрьевич отнес тот факт, что в принятом бюджете-2007 предусмотрено повышение заработной платы работникам таможенных органов. Глава ФТС России уже не раз озвучивал на разных совещаниях тезис, что в среднем она должна составлять ться-чу долларов в месяц. Сейчас для этого появились все условия. Разумеется, специалистам не стоит ожидать, что с нового года их зарплата вырастет автоматически до указанной суммы. Повторимся, что речь идет именно о среднем размере. Разработан ряд критериев для сотрудников различных подразделений, по которым и будут оцениваться конечные результаты. «Необходимо усилить мотивацию труда таможенников, - отметил А. Бельянинов, - тогда уже можно будет говорить и о повышении требований к их работе».
В рамках расширенного состоявшегося в середине декабря заседания правления ОАО «РЖД», на котором руководитель ФТС России выступил с докладом, состоялась его встреча с главой железнодорожной компании Владимиром Якуниным. Стороны пришли к выводу, что для ускорения таможенного досмотра и, соответственно, продвижения грузовых поездов по межгосударственным стыкам железнодорожникам необходимо заранее сообщать таможенной службе данные о перевозимом товаре. В нынешнем году вэтом направлении будут сделаны реальные шаги.
Кстати, проблема предварительного информирования при поступлении импортного груза в нашу страну по-прежнему остается острой. По словам А. Бельянинова, с Белоруссией здесь все уже отлажено. А вот со странами Евросоюза все обстоит иначе. Никто из них сам по себе вроде бы не против предварительного информирования, даже «за». Но их воля и желание принадлежат уже не им, а Евросоюзу. В середине декабря руководитель ФТС России принял участие в конференции по таможенному сотрудничеству на восточных границах ЕС, где, в частности, много внимания уделил и этой проблеме. Пока же ее наличие служит не облегчению мировой торговли, как это звучит в полном названии Рамочных стандартов безопасности, принятых WCO, а ее «утяжелению». Соглашение о предварительном информировании хотя бы с одной Финляндией значительно упростило бы ситуацию.
Во время встречи с журналистами Андрей Юрьевич не обошел вниманием и остающиеся пока негативные моменты в работе таможенной службы. В частности, коррупцию, которая еще не до конца изжита. Но борьба с ее проявлениями активно ведется. Что же касается «чемоданов компромата», опубликованных во многих электронных СМИ в отношении сотрудников ДВТУ, то, отвечая на вопрос корреспондента журнала «Таможня», А. Бельянинов сообщил, что ФСБ и Генеральная прокуратура ведут расследование по этому вопросу, и многие факты не находят подтверждения.
Головной болью остается и наличие частных пунктов пропуска, на которых, по меткому выражению Владимира Путина, «таможня и бизнес сливаются в экономическом экстазе» - в большинстве своем они также расположены в Дальневосточном регионе. Проблема эта была поднята Президентом в середине апреля, он призвал ее решить как можно скорее, возложив эту обязанность на руководителей Минэкономразвития. Но буквально через пару недель ФТС России была выведена из прямого подчинения этого ведомства. И так случилось, что перечень частных пунктов пропуска, которые необходимо выкупить в государственную собственность, до сих пор неопределен, соответственно, в бюджете на 2007 год средства на это не предусмотрены.
В заключение разговора А. Бельянинов поблагодарил журналистов за интерес к таможенной тематике и призвал: полюбите таможню- и она полюбит вас!
Ирина ФУРСОВА
Журнал "Таможня" №1-2 2007г.